Вопрос 2 Экономическая мысль Древнего Рима

В отличие от Древней Греции, экономические изыскания в Древнем Риме носили скорее не философскую, а практическую направленность. Древнеримские ученые Катон, Варрон, Колумелла посвящали свои трактаты вопросам эффективной организации труда в рабовладельческих хозяйствах (латифундиях и виллах), а братья Гай и Тиберий Гракх написали проект аграрного переустройства Рима, имевший во II веке до н.э. революционное значение. В историю экономики вошел римский император Диоклетиан, реализовавший ряд радикальных законопроектов, которые и сегодня могут послужить уроком реформаторам, считающим экономическую политику всемогущим орудием. В целях борьбы с дороговизной, спекуляцией и предотвращения голодных бунтов Диоклетиан издал эдикт о ценах, который устанавливал максимальные значения цен на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки, а также фиксировал ставки заработной платы. Действенность ценового регулирования подкреплялась двухэтапной денежной реформой, направленной на борьбу с порчей монет и увеличение их достоинства. Однако благим намерениям императора не суждено было осуществиться. Произвольное установление цен и особенно нарушение их пропорций привело к возникновению дефицитов и еще большему развитию спекуляции. В конечном счете, жизнь сама отменила эдикт Диоклетиана. Таким образом, уже в древних цивилизациях были заложены основы экономических знаний.

Экономическая мысль древнего востока.

На Древнем Востоке первым произведением, посвященным проблемам экономики, был кодекс царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне. Кодекс царя Хаммурапи санкционировал частную собственность и давал ей различные гарантии: упорядочивались права наследования, обеспечивались гарантии в случае воровства, обмана, признавалось законным крупное землевладение и урегулировались арендные отношения. В то же время экономические права человека ставились в зависимость от принадлежности его к определенной касте или сословию. Много статей кодекса касалось регулирования торговли. Экономическая мысль Древней Индии нашла отражение в текстах “Вед” -сборниках древнеиндийских молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний, и в поэме “Махабхарата”, на основе которых были разработаны законы Ману. В законах Ману говорилось о «божественном» происхождении каст: брахманов, кшатрия, вайшью и шудру. При этом устанавливались и их обязанности: Брахманам поручены обучение Ведам, жертвоприношения и раздача милостыни; кшатриям - охрана подданных; вайшиям - пастьба скота, торговля и ростовщичество, а шудре - обслуживание этих каст со смирением. Но наиболее ярко древнеиндийская экономическая мысль отразилась в сочинении брахмана Каутилье, - “Артхашастра”, что переводится: “Наука о политике”. Автор предлагал меры, ограничивающие долговое рабство, признавал право раба на самовыкуп. Земли налогоплательщиков разрешалось продавать только налогоплательщикам, чтобы фискальные резервы царя оставались неизменными. Устанавливался порядок продажи недвижимости: допускалось соревнование покупателей, а излишек вырученной суммы изымался в казну. На царя возлагалась масса экономических функций: колонизация окраин, расселения жителей, строительство колодцев и резервуаров, организация труда одиноких девушек, вдов, старых рабынь царя в прядильном производстве и т.д. Особое внимание уделялось надзору за торговлей: поддержанию рациональных запасов, проверке их доброкачественности, регулированию цен, обязательной проверке правильности весов каждые 4 месяца. В Древнем Китае до нашей эры велись ожесточенные споры между «легистами» и сторонниками Конфуция (шестой-пятый века до нашей эры) о пределах вмешательства государства в экономику. Конфуцианцы были ярыми сторонниками развития общины, при которой группа семейств должна была объединяться и обрабатывать не только свой надел, но и десятину, урожай с которой шел государству. Выступали против широкого вмешательства государства в торговлю, за отмену пошлин. Легисты развивали идею сильного государства. Наступление на общину и культ государства были основными идеями в учении легистов. Правомерными для народа занятиями считались лишь земледелие и военное дело, а все доходные промыслы (производство соли и железа) и торговлю предлагалось сделать государственными монополиями. Они же разработали идею «амбарной системы» - общественных закромов, куда поступала большая часть произведенного продукта и равномерно распределялась между рынками. Система, предложенная легистами, реально существовала в Древнем Китае и уже тогда породила массу негативных последствий: снижение эффективности хозяйствования, раздувание бюрократического аппарата, развитие коррупции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: