Педагогическая поддержка школьника

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление.Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении школьников:

1. ребенок плохо учится:

не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально.

2. ребенок ленится:

равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

3. ребенок рассеян:

торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

4.ребенок неуправляем:

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив.

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

5. хронические неудачи:

Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

6 уход от деятельности:

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает.

7. развитие ребенка по игровому типу:

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: