Пояснительная записка. По направлениям подготовки

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

по направлениям подготовки:

080100.62 Экономика

080200.62 Менеджмент

031300.62 Журналистика

Квалификация (степень) «бакалавр»

Москва 2012


Федотов В. В.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология». – М.: МГЭИ, 2012. – 20 с.

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры от 5 июня 2012 г. № 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института направлений подготовки 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 031300.62 Журналистика.

№ 2191

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………….  
Структура и содержание дисциплины ………………………………………..  
Объем дисциплины и виды учебной работы …………..  
Тематический план (типовой) ………….…………………………………………..  
Программа курса ………………………………………………………………………………………………  
Образовательные технологии ……………………..…………..………………………………  
Контроль знаний студентов. Оценочные средства ………  
Учебно-методическое и информационное обеспече­ние дисциплины ………………………………………………………………………………………………………….  
Материально-техническое обеспечение дисциплины  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Конфликтология» является дисциплиной вариативной части первого цикла учебного плана по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» и преподается студентам в 3-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Курс «Конфликтология» является дисциплиной по выбору первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Журналистика» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение конфликтологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении социологии, психологии, политологии, правоведения и философии.

Цель освоения дисциплины – сформировать конфликтологическую компетентность у обучаемых, умение принимать обоснованные решения в условиях конфликтного противодействия, разбираться в сложности и неоднозначности социальных явлений окружающей действительности.

Задачи дисциплины: разъяснение обучаемым той важнейшей роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; овладение понятийно-категориаль­ным аппаратом конфликтологии, понимание сущности конфликтов, их эволюции, функций, динамики, умение выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов, общества в целом; формирование положительной мотивации к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; обучение практике работы по диагностике конфликтов; овладение обучаемыми знаниями и первичными навыками психической саморегуляции в предконфликтных и конфликтных ситуациях; выработка у обучаемых умения определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; вооружение обучаемых первичными навыками конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.

Программа курса состоит из 8 тем и предусматривает написание реферата.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в конфликтологию, сущность, структура и динамика, типичные причины возникновения конфликтов, конфликты в различных сферах социального взаимодействия, оптимизация общения, предупреждение конфликтови их конструктивное разрешение.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: сущность конфликта, его структура и динамика, типичные причины возникновения, конфликты в различных сферах социального взаимодействия, основы предупреждения конфликтов и стресс жизни,оп­ти­мизация общения, конструктивное разрешение конфликтов; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: основания для периодизации истории конфликтологии, влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и коллективов, соотношение объективных и субъективных причин конфликта, основные причины, порождающие конфликты в организации, нейтрализация коммуникативных барьеров, здоровье человека и стресс жизни, функции общения.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлениям подготовки: «Экономика», «Менеджмент», «Журналистика», должны:

иметь представление о роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; о роли информации в конфликтном взаимодействии;

знать методологические проблемы конфликтологии, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов; влияние индивидуально-психоло­ги­ческих особенностей личности на поведение в конфликтах; методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешения различных типов и видов конфликтов;

уметь выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов; формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; применять методы и приемы конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов;

владеть культурой мышления, обеспечивающей: готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности, готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; способность к анализу и проектированию меж-личностных, групповых и организационных коммуникаций.

Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Экономика»:

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность находить организационно-управленчес­кие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8).

Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Менеджмент»:

владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность находить организационно-управленчес­кие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).

Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Журналистика»:

культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-пра­во­вы­ми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-50);

принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: