МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
по направлениям подготовки:
080100.62 Экономика
080200.62 Менеджмент
031300.62 Журналистика
Квалификация (степень) «бакалавр»
Москва 2012
Федотов В. В.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология». – М.: МГЭИ, 2012. – 20 с.
Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры от 5 июня 2012 г. № 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института направлений подготовки 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 031300.62 Журналистика.
№ 2191
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………. | |
Структура и содержание дисциплины ……………………………………….. | |
Объем дисциплины и виды учебной работы ………….. | |
Тематический план (типовой) ………….………………………………………….. | |
Программа курса ……………………………………………………………………………………………… | |
Образовательные технологии ……………………..…………..……………………………… | |
Контроль знаний студентов. Оценочные средства ……… | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………………………………………………………………………. | |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
|
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Конфликтология» является дисциплиной вариативной части первого цикла учебного плана по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» и преподается студентам в 3-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Курс «Конфликтология» является дисциплиной по выбору первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Журналистика» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Освоение конфликтологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении социологии, психологии, политологии, правоведения и философии.
Цель освоения дисциплины – сформировать конфликтологическую компетентность у обучаемых, умение принимать обоснованные решения в условиях конфликтного противодействия, разбираться в сложности и неоднозначности социальных явлений окружающей действительности.
Задачи дисциплины: разъяснение обучаемым той важнейшей роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; овладение понятийно-категориальным аппаратом конфликтологии, понимание сущности конфликтов, их эволюции, функций, динамики, умение выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов, общества в целом; формирование положительной мотивации к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; обучение практике работы по диагностике конфликтов; овладение обучаемыми знаниями и первичными навыками психической саморегуляции в предконфликтных и конфликтных ситуациях; выработка у обучаемых умения определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; вооружение обучаемых первичными навыками конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.
|
|
Программа курса состоит из 8 тем и предусматривает написание реферата.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в конфликтологию, сущность, структура и динамика, типичные причины возникновения конфликтов, конфликты в различных сферах социального взаимодействия, оптимизация общения, предупреждение конфликтови их конструктивное разрешение.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: сущность конфликта, его структура и динамика, типичные причины возникновения, конфликты в различных сферах социального взаимодействия, основы предупреждения конфликтов и стресс жизни,оптимизация общения, конструктивное разрешение конфликтов; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: основания для периодизации истории конфликтологии, влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и коллективов, соотношение объективных и субъективных причин конфликта, основные причины, порождающие конфликты в организации, нейтрализация коммуникативных барьеров, здоровье человека и стресс жизни, функции общения.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлениям подготовки: «Экономика», «Менеджмент», «Журналистика», должны:
иметь представление о роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; о роли информации в конфликтном взаимодействии;
знать методологические проблемы конфликтологии, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов; влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликтах; методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешения различных типов и видов конфликтов;
уметь выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов; формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; применять методы и приемы конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов;
владеть культурой мышления, обеспечивающей: готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности, готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; способность к анализу и проектированию меж-личностных, групповых и организационных коммуникаций.
|
|
Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Экономика»:
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8).
Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Менеджмент»:
владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).
Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО). У студентов направления подготовки «Журналистика»:
|
|
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);
способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);
готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);
привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-50);
принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).