Как и любому подобному явлению, постмодернизму сложно, пожалуй, и даже невозможно дать какое-либо адекватное определение, что в данном случае связанно с рядом существующих проблем. Так, например, это может быть вызвано противоречиями внутри самого феномена, о чем речь пойдет далее.
Таким образом, к основным чертам эстетики постмодернизма, которые опровергают внутренний отказ постмодернизма от устремления вперед и доказывают, что эстетика постмодернизма является одним из способов вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества, можно отнести:
· цитатность, постоянное обыгрывание мифов, известных сюжетов, затвердевших эстетических конструкций, которые являются реалиями не жизни, а культуры;
· повышенная рефлексия, представленная в комментаторстве и автодокументировании;
· работа с уже отрефлексированным, вторичным материалом;
· синкретизм, слияние различных искусств, единство видов и жанров, синкретизм мышления;
· размывание авторства, как и в первобытной культуре, мэйл-арт — игра в корреспонденцию;
· стеб и ирония, пародийно-игровое конструирование, или мифотворчество на некогда сакральном материале прошлых культур, явление типично отечественное.
· доминирование жанра перечня, при этом перечню безразличны его элементы, важно себя длить, поддержать свой ритм, распространится;
· адекватность себе, это занятие высокообразованных людей, «игроков в бисер», способных сориентироваться в проблеме и говорить на языках разных культур;
· игра кодами и смыслами, культ жизнетворчества, поступок как художественный жанр;
· ритуальность как разгул действий, которые сами по себе являются чуть ли не единственным смыслом, это акции, хеппенинги, перфомансы, в центре которых — факт переживания действа.