Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означал тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V–XVI вв. Характерные черты культуры средних веков: сформировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных её частях; образовались жизнеспособные государства и нации; сложились современные европейские языки. Закладывались основы европейской цивилизации, ибо в древности не было «Европы» как некой культурно-исторической общности с единой мировой судьбой в мировой истории в современном понимании.
Истоки средневековой культуры: 1) традиции античной греко-римской культуры с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и др. 2) влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманнов и др.), которым были чужды идеалы и ценности античного мира. Важнейшей особенностью средневековой культуры была особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь в течение многих веков оставалась социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя христианские идеи любви, всепрощения, всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро.
|
|
Спецификой западноевропейского язычества был его мрачный характер, боги и люди вели борьбу со злыми силами, боги – это могучие чародеи, волшебники. Боги олицетворяют не только природные, но и социальные силы. Варварский «звериный стиль» в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве наполнен магическими символами.
Средневековье сформировало два европейских художественных стиля: романский и готический. Стиль искусства – это фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры. Романский стиль (лат. romanus – римский) – первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X–XII вв., объединивший все виды искусства. Общие черты стиля во всех странах Европы объясняются римским влиянием, сходством социальных условий, но самое главное – единым религиозным мировоззрением. Монументальный стиль в архитектуре представлен основными типами зданий – рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала, появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, развивается банковское дело и международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.
|
|
Первоначально эпоха Возрождения (Ренессанса) в европейской культурной жизни проявлялась как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства. Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры.
Феномен Возрождения – это не просто возвращение античности, это весьма многогранное явление в культурном развитии человека. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек как высшее мерило сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат.Humanus – человечный).
Среди исследователей принято выделять итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
1. Ранний Ренессанс — с середины ХIV – ХV вв.
2. Высокий Ренессанс — до второй трети ХVI в.
3. Поздний Ренессанс — вторая треть ХVI – первая половина ХVII в.в.
К периоду раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. В центре своего творчества Петрарка поставил не Бога, а человека. Также Петрарка известен как популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях древности». В числе наиболее известных произведений Боккаччо следует выделить сборник реалистических новелл «Декамерон».
Период высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан, прежде всего, с именами трех гениальных мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Третий жанр, который возник и получил развитие, прежде всего, в Нидерландах – это бытовая картина. Крупнейшим мастером жанровой живописи был Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью.