дорический ордер: возникновение, структура, детали ордера

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.


7) ионический ордер: возникновение, структура, детали ордера

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».


8) коринфский ордер: возникновение, структура, детали ордера

Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. П редставляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа во 2-й половине V века до н. э.

9) архитектурные ордера древней Греции: канители колонн их форма и детали


10) ордерные системы античного Рима. капители колонн их форма и детали

Тоска́нский о́рдерархитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э.Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

11) Капители, их форма, детали и структура

12) архитектурная профессия в древнем Египте. научные знания Зотчева, обучение профессии
Архитектор древнего Египта – главный мастер, зодчий, руководитель строительства, ответственный, аристократичный человек, приближенный фараона, способствует своим творчеством укреплению общественного строя, широко образован.
Объектами творчества зодчих были храмы, гробницы и дворцы фараона. Такое монументальное зодчество превращалось в сферу подчинения сознания человека религиозной идеологии, т к те же самые пирамиды отражали соц. положение общества, идея бессмертия, главная часть жизни-загробный мир, Сфинксы оберегали фараонов.
Существовали школы писцов – письмо, арифметика, операции с большими числами, дроби, геометрия).
Аристократические школы – при дворце фараона, обучались дети жрецов и вельможи, там изучали немного больше.
Имхотеп – 1й зодчий, жрец, философ.

13) архитектурная профессия в древней Греции. творческий метод обучения профессии
14) архитектурная профессия в древнем Риме. специфика архитектурных задач, обучение профессии


15) Архитектурная профессия в эпоху возрождения в Италии. появление архитекторов профессионалов. обучение профессии
Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией, считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

В эпоху Возрождения произошел переход профессии от технолога-строителя до чертежника. Умение грамотно сделать чертежи (а не практическая деятельность) отличало специалиста архитектора. Перши архитекторы Возрождения вначале владели иным искусством. Брунеллески и Микелоццо, 2 учредителя флорентийской архитектуры Возрождения, получили образование ювелиров. Цеха ювелиров принадлежал и Леонардо да Винчи, который посвятил немало рассуждений архитектуре


16) архитектурная профессия в России в эпоху Петра I. появление и развитие профессионального образования
В допетровскую эпоху строительные начальники назывались зодчими, палатными мастерами, каменными или плотницкими старостами. Профессия «архитектор» впервые упоминается в указе Петра I, датированном 1714 г., который предписывал строить дома в Москве и Санкт-Петербурге «не иначе как по составленным архитекторами» планам.

Российское государство нуждалось в возведении фортификационных и гражданских сооружений, поэтому требовалось создать государственное учреждение, ведавшее казённым строительством, причём основу его штата должны были составить не чиновники, а специалисты, обладавшие профессиональными знаниями и опытом. Поэтому Пётр I в 1712 г. заменил старый Приказ каменных дел образца XVI в. на Канцелярию городовых дел, которая через 25 лет, при Анне Иоанновне, трансформировалась в Канцелярию о строении Санкт-Петербурга, а при Екатерине II в 1762 г. получила название Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. (Рассказу о её деятельности была посвящена статья, опубликованная в № 20 журнала «Территория и Планирование», 2009 г.)

К 1737 г. российские архитекторы состояли на службе в Канцелярии о строении Санкт-Петербурга, при Адмиралтействе и ряде других учреждений. Помимо главных и младших архитекторов в их штатах числились «архитектурии поручичьего ранга» и «архитектурии ученики», которые не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процессы строительства, составляли рапорты о замеченных ошибках. Такая практика существовала и в течение двух последующих столетий.

17) объемно-пространственная композиция и архитектурная форма

В основе восприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными. Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет. Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств возможны самые разнообразные их сочетания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.

К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед (рис. 8). К второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, — пирамиды, призмы, многогранники (рис. 9).' Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, — шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д. (рис.Ю). К четвертой группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности (рис.11).В архитектурной композиции наиболее употребительна первая группа ф игуркубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

композиция, отражающая пространственное расположение форм и рассчитанная на единство и целостность ее внешнего восприятия зрителем; выделяется три основных вида объемно-пространственной композиции: фронтальная, объемная, пространственная. Фронтальная (плоскостная) - композиция сооружения, объемы которого развиты в одном направлении, и при обзоре воспринимается не объем, а плоскость сооружения; характеризуется развитием по двум фронтальным координатам (горизонтальной и вертикальной) с подчиненной глубинной координатой; такая композиция представляется фасадом здания; если фасад имеет выраженную композиционную ось, композиция называется фронтально-осевой. Объемная - композиция сооружений с круговым обзором, в основе которой лежит наличие центрального объема, вокруг которого группируются одинаковые по размерам соподчиненные объемы; имеет относительно равномерное развитие по трем координатам пространства; воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Пространственная композиция характеризуется преобладанием пространства над элементами, формирующими его; в пространственной композиции воспринимается и оценивается, в основном, качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство; по организации восприятия зрителем пространственная композиция подразделяется на глубинную и открытую; глубинная композиция имеет развитие в направлении, перпендикулярном к фронту здания, характерна для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств; открытая композиция ориентирована на восприятие зрителем по фронтальной или вертикальной координатам. объемно-пространственные композиции делятся на три группы: 1) простые - состоящие из одного объема; 2) сложные - состоящие из двух и более различных объемов, примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами; 3) комплексные - состоящие из нескольких отдельных зданий (сооружений), связанных в единый архитектурный ансамбль.

Среди качеств пространственной формы, определяющих впечатление от постройки, наиболее важными являются единство, целостность, равновесие, движение, соподчинение.


18) понятие формы в архитектуре

Форма – зрительно воспринимаемая организованная система произведения архитектуры, обладающая эстетической ценностью и несущая смысловую эмоциональную нагрузку
Форма арх. Объекта выражает способ его организации и способ существования в контексте среды и культуры.


19) основные факторы формообразования в архитектуре
факторы:
1)Объективные (материальные)
-функциональный
-конструктивно технический
-градостроительный контекст среды
-региональный (климат, ландшафт и т д)
-специфические ср-ва арх. композиции
2)Субъективные (идейно-образные, зависит от архитект.)

20) Функция в архитектуре. Взаимодействие функций и формы
Функция - это комплекс решаемых архитектурой мат. практических и эстет. задач. Определяет связь между архитектурой и обществом
взаимодействие ф. и ф.:
1)выявление частей функц. системы в арх. форме
2)универсальная форма (многообразие использ.)
3)развивающаяся форма (метабол)



21) понятие тектоники в архитектуре

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — организация целесообразных конструкций сооружения с целью создания выразительной худ. формы.
Тектоничность определяется использованием средств конструкций как средств выразительности.
Тектоника- худ. деятельность по переводу конструкций из технической формы творчества в худож-ую.
Тектоника = конструкция + композиция


22) понятие художественного образа в архитектуре

Архитектурный образ – это лицо, общий облик здания, в котором должно выражаться назначение, содержание последнего.Образ объекта возникающий в представлении – не механическое зеркальное отражение, а результат перцептивной (чувственной) деятельности, активно воспроизводящей содержание проекта. Образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. В архитектурном произведении большую роль играет его эмоциональное воздействие на человека. Здания бывают суровыми, мрачными, замкнутыми и, наоборот, привлекательными, светлыми, оптимистичными по своему характеру.

Архитектура является могучим средством воспитательного воздействия. Целесообразно построенные, выразительные здания, хорошо спланированный, красивый город активно влияют на людей

23) структура художественного образа в архитектуре. содержание образов в архитектуре
Структура худ. образа: образ-замысел предшествует реальному преобразованию и направляет деятельность.
Потенциальный образ рождается в сознании архитектора поначалу как нечто совершенно бесформенное, смутная мысль, фантазия, эмоции. Затем, на стадии замысла, архитектурный образ выступает как абстрактная идея. На стадии воплощения архитектурного замысла в конкретные пространственные формы архитектурный образ выступает уже как видимая в воображении форма. Архитектор как бы переносит в эскизы и чертежи одному ему видимые черты будущей формы.
Содержание образов в архитектуре.:
1)Утилитарно-практическая информация, связанная с образом здания (функция)
2)Социально ориентирующая информация (фиксируются принятые нормы поведения)
3)Уровень достигнутого человеком познания природы и практического овладения ей
4)Изобразительные средства архитектуры (выражают содержание образов через ассоциации, которые вызывают характер структурной организации формы, как знаки, несущие значение, принятые данной культурой).


24) древнейшие образные ассоциации и архитектурная форма
Древнейшие образные ассоциации:
1) трехчастное строение мира – троичное расчленение формы
2) антропоморфная, зооморфная, растительная метафоры
3) космогоническая символика (небесный круг, оси сторон света, символ мирового древа, ось мира)
Архитектурная форма — это элементы зданий и сооружений, внешний вид которых обусловлен особенностями функции, конструкции и художественной выразительности. (фундамент, стена, карниз, цоколь, арка, колонна и т д)
Архитектурные формы — это те первоэлементы, которые отражают в себе все особенности архитектуры: и функцию, и конструкцию, и эстетическую выразительность. Знание архитектурных форм дает нам возможность логично и четко рассмотреть сооружение, а анализ их эволюции позволяет познакомиться со стилем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: