Для подготовки к государственному экзамену по направлению

Вопросы по базовым дисциплинам

«Экономика» 2015г.

1. Современная международная торговая система(СМТС): определение, основные противоречиях и её правовая основа;

Современная международная (всемирная) торговая система(СМТС)

Торговля во все времена являлась средством обеспечения экономического роста и развития, а торговая политика и политика в области развития – важными инструментами экономического роста, диверсификации и повышения добавленной стоимости экспортной продукции и расширение занятости.

Кроме этого, в условиях глобализации, внешняя торговля является одним из ключевых аспектов стимулирующих государства к созданию интеграционных группировок, торговые соглашения в рамках которых могут существенно облегчить как межстрановую, так и межрегиональную торговлю.

«Современная международная торговая система» (СМТС)- это международная торговая система, сформировавшаяся к середине 90-х годов XX века и представляющая систему взаимных торговых связей всех стран мира, выросшую на базе международного разделения труда и сложившуюся на той основе многостороннюю систему торгово-политического регулирования международной торговли, включающую и национальные компоненты.

СМТС относится к классу систем большой сложности. В ней взаимодействуют миллионы хозяйственных субъектов из всех стран мира, а так же региональные экономические группировки на уровне государств, ТНК и международные экономические организации (ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МВФ, МТП, СТС/ВТО и ряд других).

Правовой основой СМТС являются: документы международного торгового права; документы перечисленных выше международных экономических организаций, многосторонние торговые договора и соглашения системы ВТО.

По мнению ряда экономистов, в современном мире плоды глобализации, предполагающие рост взаимозависимости экономик всех стран мира за счет углубления интернационализации производства и капитала, в первую очередь пожинают наиболее развитые в экономическом отношении страны. В результате чего происходит как расширение разрыва между «богатыми» и «бедными» государствами, так и увеличение имущественного и социального неравенства внутри второй группы стран.

При этом часть из них считает, что происходящее в рамках глобализации расширение внешнеторговых операций нередко оборачивается серьезными потерями и трудностями и для самых развитых стран.

Поэтому происходящая на рубеже веков эволюция системы международных экономических организаций связана с попытка и найти пути остроты противоречий глобализации, это касается и деятельности ВТО, снижения которая образует сегодня институциональную основу современной международной торговой системы.

Подтверждением этому являются возникших на рубеже XIX-XX веков между членами ВТО противоречия, когда впервые за многолетнюю историю ГАТТ/ВТО она столкнулась с рядом серьезных испытаний. Практически была сорвана 3-я Министерская конференция (1999г. Сиэтл (США).

Не нашла должной поддержки и исполнения принятая в 2001г на 4-й Министер-ской конференции в Дохе(Катар) декларация признавшая особые интересы раз-вивающихся стран и стран с переходной экономикой, и где впервые была зафиксирована необходимость оказания им технической помощи. В резуль-тате чего и 5-я Министерская конференция (Канкун; (Мексика); 2003г.), где стоял вопрос о жизнеспособностиключевой международной экономической организаций, также закончилась провалом

Причины: 1.Переговоры Доха раунда прежде всего отражали интересы бога-тых стран, т.к.: а) нормы ряда соглашений ВТО, и прежде всего ГАТС и ТРИПС в основном были сориентированы на их потребности; б) это касается и прямых инвес-тиции, конкуренции, содействия торговле (облегчение движения товара к конечному потребителю за счет снижения административных издержек, коррупции и т.п.); в) государственных закупок, которые в основном налагают дополнительные требо-вания на развивающиеся страны и г) вопросов касающихся вопросов охраны окру-жающей среды

2.Развивающиеся страны выражают свое недовольство по медленным тем-пам реализации соглашений по техническим барьерам, санитарным ифи-тосанитарным мерам и ряду других, достигнутых ранее. Более того в Канкуне странам – членам ВТО не только не удалось достичь договоренности ни по одному из обсуждавшихся вопросов, что говорит о серьезном сбое в функционирова-нии ВТО и резкой поляризации интересов различных стран по данным вопросам.

Но наиболее острыми были и остаются вопросы торговли сельхоз продукцией и продовольствием, которые традиционноявляются «камнем преткновения» в рамках ВТО и СМТС в целом. Поскольку эта отрасль во всем мире является (в силу не столько экономических, сколько социальных, политических и прочих причин) наиболее защищаемой и регулируемой.

Высокий уровень аграрного протекционизма выглядит особенно контрастно на фоне достигнутого в рамках ГАТТ/ВТО существенного сокращения тарифов на про-мышленные товары. Поэтому радикальная либерализация торговли сельхоз-продукцией вызывает весьма неоднозначные последствия.

По данным МВФ на долю развитых стран приходится более 76% мировой поддержки аграрного сектора (тарифы и субсидии), а на долю развивающихся остается только 24%.

Перед началом мексиканского саммита (2003г.) США и ЕС образовали коалицию по вопросам сельского хозяйства, цели которой заключались в увековечении агра-рного протекционизма в части доступа на рынок и в сохранении массовых субси-дий своим аграриям. Что вызвало ответную реакцию и привело к формированию другой коалиции во главе с Бразилией, Индией и Китаем, выдвинувшей свои контрпредложения.

Т.о. впервые в истории ГАТТ/ВТО развивающиеся страны смогли сорганизоваться, образовав так называемую Кернскую группу ( G-21) с более чем половиной населения планеты. (Россия так же заявила о своем намерении о присоединении к этой группе после ее официального принятия в ВТО).

Образование Кернской группыособенно значимо для ведущих регионов мира экспортирующих продовольствие, включая африканские страны южнее Сахары, где проживают беднейшая часть населения планеты.

Одной из ключевых спорных проблем явился хлопок, поскольку в 2002 г. США приняли решение увеличить субсидии своим производителям этой культуры, чем серьезно были ущемлены интересы беднейших африканских и других стран – про-изводителей хлопка.

Справочно: По данным МВФ в 2000г. субсидирование с/х производства на душу населения составляло: в США- 271 $5/ЧЕЛ, ЕС- 480 $, Канаде - 235, в России -14 $/чел.(в 1991г. на момент распада СССР было 150 $/чел.). В Швейцарии напри-мер сегодня уровень тарифной защиты по с/х продукции достигает 180 % от сре-днемирового уровня.

Разногласия возникшие среди членов ВТО после Канкуна не потеряли своей актуальности и сегодня, в этой связи ряд специалистов предлагают внесение оп-ределенных корректив в обсуждаемые вопросы и переключения их с деталей на бо-лее общие и глобальные вопросы, касаемые регулирования не только мировой тор-говли, но и ВЭД в целом.

Уже сегодня различные виды ВЭД оказываются все более тесно взаимосвязаны ме-жду собой. Например международная торговля и зарубежное инвестирование, между которыми существуют связи двоякого рода: с одной стороны они выступают в качес-тве альтернативных форм хозяйствования, с другой – являются комплементами, до-полняющими и взаимно стимулирующими друг друга.

Поэтому включение в область компетенции ВТО некоторых вопросов регулирова-ния процесса международного инвестирования выглядит достаточно обоснованным, а международная торговая системав обозримом будущем должна предполагать сня-тие всех барьеров на пути движения товаров и существенную либерализацию торгов-вли услуга ми и объектами ИС на принципах взаимности и недискриминации.

2. Цели, задачи, основополагающие принципы и функции ВТО;

Всемирная торговая организация (ВТО) создана 01.01.1995г. В Женеве по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-1994гг.); 153 страны-членов ВТО и > 98% всего оборота мировой торговли. Штат > 500 сотрудников; бюджет > 80 млн.$. Более 20 стран и 60 международных организаций имеют статус наблюдателя.

В 1946г. СССР отклонил предложение вступить в создаваемое ГАТТ, создав позже СЭВ. Статус наблюдателя СССР получило в1979г. В 1993г. Россия подала заявку о присоединении к ГАТТ. Активные переговоры по присоединению начались с 2000г.

Главная задача либерализация мировой торговли путем её регули-рования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а так же устранения различрых не-тарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международной торговле товарами и услугами.

Цель ВТО – регулирование торгово-политических отношений членов организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений « Уругвайского раунда переговоров (1986-1994гг.)»

Принципы ВТО (основные):

· Предоставление режима НБ в торговле на недискриминационной основе;

· Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

· Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

· Отказ от использования количественных ограничений;

· Прозрачность торговой политики;

· Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Главные функции ВТО:

Содействие созданию норм международного торгового права:является форумом многосторонних торговых переговоров по вопросам международной торговли; осуществляет толкование международных договоров системы ВТО.

Обеспечение соблюдения норм международного торгового права функционирование механизма по разрешению торговых споров в области международной торговли между государствами-членами ВТО;принимает решения по приему в члены организации и (в исключительных случаях) об его освобождении от обязательств, налагаемых на него в рамках ВТО (полномочия высшего органа ВТО- конференции министров).осуществляет контроль за реализацией многосторонних торговых договоров системы ВТО посредством Механизма обзора торговой политики членов ВТО.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-94): общая характеристика и основные требования;

Генеральное соглашение по тарифам в торговле(краткая характеристика)
ГАТТ- 94 – базовый международный договор, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли
Основные требования в ГАТТ
1. Связывание и постепенное сокращение тарифных ограничений во внешней торговле товарами.
2. Отмена нетарифных мер во внешней торговле товарами.
3. Провозглашение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении товаров другого государства.
4. Провозглашение национального режима (НР)) в отношении товаров другого государства.
5. Введение свободы международного транзита через территорию другого государства.

Режим наибольшего благоприятствования РНБ а ГАТТ предусматривает обязанности государства предоставлять в отношении товаров из другого государства в определенной области та- кие же льготы и преимущества, которые уже предоставлены или будут предоставлены в отношении товаров из любого третьего государства.

Национальный режим предусматривает обязанность государства предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и национальным товарам

Транзитные перевозки имеют место когда проезд через территорию государства считается лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающего за пределами границы данного государства. При транзите допускается: перегрузка, складирование, дробление партий товаров, перемена вида транспорта.

4. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС): сфера применения, классификация, виды услуг и способы доставки; обязательства членов ВТО;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: