Топливно-энергетический баланс страны. Определение, различие в структуре ТЭБ, факторы построения структуры ТЭБ

Под топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) понимают отчет о производстве, импорте, трансформации и использовании энергии в стране за период времени, обычно за один год. Фактически ТЭБ – это структура производства или потребления энергии, представленная в долях, приходящихся на каждый производимый или потребляемый энергоноситель. Обычно топливно-энергетический баланс отражает производство, импорт, экспорт и потребление по первичным видам энергии. Также может быть отражено количество конечной располагаемой энергии и ее распределение по секторам потребления (промышленность, транспорт, домохозяйства и сфера услуг).

Поскольку топливно-энергетический баланс сводит воедино

энергетическую систему страны, приводя к единому знаменателю все

задействованные виды энергии, построение топливно-энергетического

строится на основе коэффициентов конверсии между различными видами

энергии.

Единицей измерения энергии является джоуль. Джоуль равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы, равной одному ньютону, на расстояние одного метра в направлении действия силы. Экономисты для измерения энергии используют другую меру:

тонны нефтяного эквивалента (tonne of oil equivalent, toe). 1 т.н.э. соответствует 42 гигаджоуля (гига = 109). В России наиболее распространенной счетной единицей являются миллионы тонн условного топлива (мтут), исчисление которых основано на применении не нефтяного, а угольного эквивалента.

Однако при реализации принципа конверсии возникают определенные трудности. Сложность представляет конверсия первичной и вторичной электроэнергии (пример 1). Поэтому при использовании статистических данных из разных источников следует удостовериться вих совместимости.

Структура ТЭБ стран мира существенно различается. Различия в структуре энергобалансов обусловлены, в первую очередь, следующими факторами:

− географические ограничения (наличие или отсутствие в странеэнергоресурсов);

− исторический фактор (проводимая в стране энергетическаяполитика).

Следует также понимать, что некоторые виды энергии привязаны к потреблению (например, нефтепотребление в транспортном секторе, потребление электроэнергии для обеспечения работы промышленного оборудования). В некоторых случаях, наоборот, у энергоносителей имеются субституты (обогрев зданий, производство электроэнергии).

В таком случае энергобаланс отражает выбор потребителей и проводимую энергетическую политику (например, дифференцированное налогообложение и субсидирование различных видов энергии).

Ожидается, что доля нефти и угля будет постепенно снижаться, в то время как доля природного газа и альтернативной энергетики будет возрастать. Тем не менее, углеводороды сохранят доминирующую роль в мировом потреблении первичной энергии.

На страновом уровне в структуре энергопотребления сохранятся существенные различия (рис. 1.5). Так, природный газ доминирует в структуре энергопотребления России и стран Ближнего Востока, в то время как в Китае и Индии сохраняется высокая доля угля. Следует особо отметить усилия быстроразвивающихся экономик в продвижении возобновляемых источников энергии. В результате, к примеру, доля возобновляемой энергетики в структуре энергопотребления Китая окажется сравнима с таковой для экономики США в перспективе к2035 году.

Отличительной особенностью ТЭБ России является высокая доля природного газа в энергопотреблении.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, «cтратегической целью государственной энергетической политики в области формирования рационального топливно-энергетического баланса является оптимизация структуры производства, внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности, экономической и энергетической эффективности, усиления внешнеэкономических позицийстраны».

К основным проблемам в сфере формирования рационального ТЭБ отнесены следующие:

«увеличение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов;

слабое развитие производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтепродукты, газомоторное топливо, сжиженный природный газ) и расширенный вывоз энергетического сырья нулевой или низкой степени переработки;

низкие темпы развития атомной энергетики;

недостаточно активное развитие возобновляемой энергетики и использования местных видов топлива в региональных энергетических балансах;

неразработанность механизмов использования энергетических балансов для прогнозирования и управления развитием топливно-энергетического комплекса на федеральном и региональном уровнях».

При этом для достижения стратегической цели политики формирования рационального топливно-энергетического баланса рекомендуется решение следующих задач:

«снижение доли газа, сопровождаемое адекватным увеличением доли угля и нетопливной энергетики в структуревнутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов;

обеспечение рационального соотношения объемов экспорта и внутреннего потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов;

стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей, а также продукции топливно- энергетического комплекса неэнергетического назначения с высокой добавленной стоимостью».

Однако конкретные меры, направленные на достижение указанных задач, не являются полностью уточненными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: