Математике

3-й период: 1975—1985 гг. Характеризуется эпизодическими публикациями. Издано несколько монографий (В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, В.В. Павлов), всего опубликовано семь работ. Спад интереса к разработкам математических вариантов реше­ния конфликтных ситуаций объясняется снижением интереса к теории игр вообще. Надежды на то, что с помощью классиче­ской теории игр удастся решить сложные конфликты в различ­ных системах, включая социальные, не оправдались. Жизнь ока­залась намного богаче, сложнее и многообразнее предложенных математических формул. Однако применение математических моделей к решению частных проблем в экономике, бизнесе, спорте и т.п. вполне оправдано и обеспечивало возрастание ин­тереса математиков к конфликту в последующее десятилетие.

4-й период: 1986г. — настоящее время. Наблюдается ожив­ление интереса к математическому моделированию конфлик­тов. Состоялся семинар ВЦ АН Армении по проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления». Издано несколько работ в ВЦ РАН (А. Барабаш, В. Иванилов, Ю. Павловский, С. Терентьев и др.). Защищены

3. Отрасли отечественной конфликтологии 45

первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские. Всего опубликовано 24 работы.

Рассматривая содержательный аспект математического ана­лиза конфликта, выделяют несколько направлений:

Разработка универсальных математических моделей разреше­ния конфликтных ситуаций.

Функционирование сложных систем в конфликтных ситуациях.

Конфликты в технических эргатических системах, т. е. систе­мах типа «человек — машина».

Разработка различных математических моделей взаимоотноше­ний типа «хищникжертва», т. е. в биологических системах.

Оптимизация поведения человека в конфликте.

3.5. Особенности изучения

конфликтов в педагогике

Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, откло­няющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20 — 30-е годы. Он нашел проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Залужного и др. В педагоги­ческих трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфлик­тов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах.

К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в последующие годы эта тенденция не получает развития. Для второй половины 80-х годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике (рис. 3.5).

В настоящее время основное внимание в педагогике направ­лено на изучение следующих вопросов.

Конфликты в коллективах школьников, пути их предупрежде­ния и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец).

46 !• Введение в конфликтологию

Сущность конфликтов, их причины в педагогических коллекти­вах — как между учителями, так и между директором школы (ПТУ) и его подчиненными (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова).

Количество 251

Годы

Рис. 3.5. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по педагогике

Анализ педагогических условий профилактики и преодоления кон­фликтных ситуаций в звене «учительродитель» (Ш.М. Дундуа).

Исследование подготовки будущих учителей к разрешению кон­фликтов (Г.М. Болтунова).

Конфликты также изучаются в военной педагогике, педаго­гике семейного воспитания. Есть ряд работ, посвященных кон­фликтам в спорте.

^^ 3.6. Исследование конфликтов

В ПОЛИТОЛОГИИ |

С начала 70-х годов проблема конфликта начинает разраба­тываться представителями политических наук: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств. В динамике публикаций по проблеме

' В 1969 г. в нашей стране была издана книга немецкого политолога Г. Ваген-ленера «Эскалация на Ближнем Востоке: политическая и психологическая про­блематика одного конфликта».

3. Отрасли отечественной конфликтологии 47

конфликта в политической науке можно выделить два периода: 1969—1985 гг. и 1986 г. — настоящее время. Первый характери­зуется небольшим количеством ежегодных публикаций, в ос­новном это работы, подготовленные представителями научного коммунизма и специалистами-международниками. Второй пе­риод характеризуется бурным ростом числа публикаций, еже­годно издаются десятки работ (рис. 3.6).

80 4 Количество публикаций 70 Н

Годы

Рис. 3.6. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по политическим наукам

Среди направлений исследований выделяются следующие: Международные конфликты современности. Здесь можно отметить работы Э.И. Скакунова, Д.М. Фельдмана. Критический анализ западных прогнозов и вариантов решения международных конфликтов дается в работах С.И. Алпатова, Н.И. Дорониной, Р.С. Селигеева и др.

Ряд авторов (И.Н. Арцибасов, В.Д. Булавин, С. Игнатьев) в своих работах рассматривают военно-политические аспекты международных конфликтов.

Роль и место сверхдержав в конфликтах находится в центре внимания исследований, выполненных И.Д. Звягельской, В.В. Журкиным и др.

48 I- Введение в конфликтологию

Анализ причин и возможностей урегулирования конкретных ре­гиональных конфликтов предлагается в публикациях Н.Б. Бан-цекина, О.В. Левина. Методологические основы процесса уре­гулирования региональных конфликтов разрабатывают В.В. Журкин, В.А. Кременюк, И.Н. Куклина.

• В последние года политологи исследуют конфликты в межнацио­нальных отношениях. Рассмотрению причин возникновения меж­национальных конфликтов посвящены работы Л.А. Баисовой, Л.М. Дробижевой, Н.П. Настасюк, А.Б. Элебаева и др. Особен­ности конфликтов на территории бывшего СССР рассмат­риваются А.Р. Акмаевым, Л.А. Арутюняном и др. Влияние межнациональных конфликтов на политическую стабиль­ность в обществе анализируют В. Ещенко, Н.П. Медведев. Принципы и методы разрешения и урегулирования конфликтов предлагаются в работах С.Л. Александровой, М. Иордана, Г.С. Котаджяна. Последствия социальных конфликтов различ­ного уровня прогнозируют В. Мельников, Л.А. Морозова и др.

Технологии разрешения социальных конфликтов в современном россий­ском обществе находятся в центре исследований Ю.Г. Запрудского, О.И. Федорищевой, А.Н. Чумикова и др. Они связывают ус­пех в урегулировании социальных конфликтов с прогрессом в решении социально-экономических и политических про­блем нынешнего российского общества.

Социальные конфликты и религия. В этом направлении рабо­тают Д. Б. Малышева, М.И.Одинцов, Д. Е. Фурман. Последним подготовлен ряд работ, в которых анализируется влияние рели­гиозных течений в США на формы выражения и характер про­текания социальных конфликтов в этой стране в период 60— 70 годов.

^^ 3.7. Конфликт как объект

исследования в правоведении

Наряду с социологами трудовыми конфликтами в 20-е годы занимались специалисты, работающие в области права. Особен­ностью работ того времени является их прикладной характер. Издавались значительными тиражами законы о порядке разре­шения трудовых конфликтов, разъяснения о примирительно-

3. Отрасли отечественной конфликтологии 49

третейском порядке рассмотрения и разрешения конфликтов, сборники задач, различные руководства.

В последующие 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта. С конца 50-х годов появляются работы, посвященные правовым аспектам международных конфликтов. С начала 70-х годов наблюдается усиление интереса правоведов к проблеме конфликта (рис. 3.7).

Количество 15 t пУбликаМий

1930 1960

Рис. 3.7. Динамика количества публикации по проблеме конфликта по правоведению

В числе основных проблем, рассматриваемых в этой области науки, можно выделить следующие.

Международно-правовые аспекты конфликтов изучают И.Н. Арцибасов, С.А. Егоров и др. Внутренние конфликты с точки зрения международного права являются объектом ис­следований И.П. Блищенко, Ю.Е. Чехарина. Проблемы мирного разрешения международных споров (конфликтов) раскрываются в работах Л. Н. Анисимова, Б.М.Клименко, Э.А. Пушмина.

Конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов анализируются О.Я Баевым, Н. Барановским, АН. Олейником и др. (повседневная деятельность работников милиции, пред­варительное следствие и т.п.).

!• Введение в конфликтологию

При рассмотрении конфликта как причины преступления или способа преступного поведения можно выделить:

а) работы теоретического характера;

б) криминологическое изучение конфликтных ситуаций в сфере семейно-бытовых отношений;

в) конфликтное поведение в молодежной среде как крими­ногенный фактор;

г) конфликт норм поведения.

Правовые нормы разрешения трудовых конфликтов. Основное количество публикаций приходится на 20-е годы. Сегодня трудовые конфликты играют все более заметную роль в жизни отдельных коллективов и общества в целом. Публи­кации по этой проблеме вновь начали появляться лишь с

1990 г.

В настоящее время ряд специалистов предпринимают шаги по созданию отрасли конфликтологической науки — юридиче­ской конфликтологии [25, 103].

^^ 3.8. Исследование конфликтов в психологии

По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено пси­хологами (см. табл. 2.2).

Динамика публикаций представлена на рис. 3.8.

При содержательном анализе психологической литературы ав­торы исходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Пет­ровской [63]. Ею выделены четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. На­ми были предложены семь [4], а затем — одиннадцать групп по­нятий в психологическом анализе конфликта [7]. К ним отнесе­ны: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

3. Отрасли отечественной конфликтологии 51

Годы

Рис 3 8 Динамика публикаций по проблеме конфликта в психологии

В психологии пока не сложилось общепризнанного понима­ния сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столк­новение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт по­нимается как вид общения, ситуационная несовместимость, си­туация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодейст­вия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие про­тиворечия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.

Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объектив­ные. Конкретный конфликт происходит в силу действия тех и других причин. Психологов интересуют субъективные причины.

Проблема эволюции конфликта поставлена одним из авторов не­сколько лет назад [4]. Эволюция предположительно имеет девять ви­дов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая у животных; в он­тогенезе у животных; в антропогенезе; общественно-историческая; эволюция конфликтов в XX в.; в онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов.

Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, что их может быть столько, сколько различных сто­рон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип отношений; последствия и т.п.

52 /• Введение в конфликтологию

К структурным компонентам конфликта относят объект и предмет конфликта, личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условия работы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а также потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

Большинство авторов в динамике конфликта выделяют сле­дующие этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; ее осознание как конфликтной; инцидент или собст­венно конфликт; разрешение (завершение) конфликта; после-конфликтная ситуация.

Функции конфликта делят на конструктивные и деструктив­ные. Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональ­ность конфликта по мере его развития может изменяться в сто­рону положительных или отрицательных последствий.

Информация в конфликте представлена главным образом ин­формационными моделями конфликтной ситуации, которые имеются у каждой из участвующих сторон, информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой про­текает конфликт.

Предупреждение конфликтов — это создание объективных ус­ловий и субъективных предпосылок, способствующих разреше­нию предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

Разрешение конфликта предполагает конструктивное само­разрешение человеком своих конфликтов, а также умение руко­водителей разрешать конфликты между подчиненными.

Методы диагностики и исследования конфликтов являются ключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показал, что используются прак­тически все методы психологии, однако наиболее часто — лабо­раторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методи­ки и тесты. Перспективы изучения конфликтов связаны с выбо­ром в качестве единицы их анализа конфликтной ситуации.

В психологической литературе по проблеме конфликта выде­ляются несколько направлений. Первая попытка их системати­зации изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской [42]. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятель-

3. Отрасли отечественной конфликтологии 53

ность — целеполагание — когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотива-ционное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выде­ление таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечествен­ной психологии они являются, несмотря на различия, подхода­ми одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено кон­фликтного взаимодействия.

В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ прихо­дится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличност-ным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологи­ческая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ носят методологический и обще­теоретический характер.

Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:

в трудовых коллективах;

в научно-исследовательских коллективах;

в деятельности правоохранительных органов;

в воинских коллективах;

в спорте;

в среде осужденных;

в педагогической деятельности;

конфликтность семейно-брачных отношений.

Изучаются конфликты на разных этапах социализации лич­ности:

в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);

в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.);

в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е.В. Первышева и др.);

в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль

и др.).

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретиче­ской базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов

54 /• Введение в конфликтологию

появляются работы, в которых предприняты попытки теоретиче­ского осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа кон­фликта. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и лич­ностный. На рубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необхо­димость междисциплинарного изучения конфликта.

^^ 3.9. Подходы к изучению агрессии

и конкуренции в социобиологии

Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравни­тельной психологией. Социоэтология, зоопсихология и срав­нительная психология являются отраслями, изучающими один и тот же объект. Подчеркивая эту особенность, извест­ный швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечал, что

зоопсихология или этология являются общим полем, деятельности, где зоологи становятся психологами и наоборот; и даже если эти зоологи не всегда точно знают, что мы делаем, изучая психологию человека, со­вершенно очевидно, что мы только выигрываем в деле создания подлинной и глубокой психологии как науки о поведении всех живых существ....

Понятия «зооконфликт» и «конфликт в животном мире» в отечественной социоэтологии, зоопсихологии и сравнительной психологии пока не используются. Они встречаются только в пе­реводных работах зарубежных авторов (Д. Кэмпбелл, О. Меннинг, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.).

Основные направления изучения зооконфликтов:

• социализированное (конфликт связан с внутренней органи­зацией жизни группы);

• биологическое (конфликт связан с потребностями физио­логического существования).

В работах осоциализированного направления конфликт рас­сматривается как средство: накопления опыта взаимодействия

3. Отрасли отечественной конфликтологии 55

животных (внутривидового, межвидового); установления и под­держания иерархических отношений в группе (стаде) животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; соз­дания и поддержания авторитета фуппового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации аг­рессии с целью подавления противника; ослабления эмоцио­нальной напряженности или результат фрустрации; поддержа­ния территориальности.

В работах биологического направления конфликт рассматрива­ется как средство выживания в виде конкурентной борьбы; ре­зультат биологически предопределенной, генетически заложен­ной афессивности. Особенностью работ этого направления яв­ляется применение исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявление ее нейрохимических, генетических и физиологиче­ских основ.

Подавляющая часть работ посвящена результатам исследова­ний конфликтного поведения, как правило, низших животных, фызунов, что объясняется удобством проведения с ними экспе­риментов.

20 4

J


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: