Причина межличностных конфликтов

На содержание каждого из четырех видов поведения влияют устойчивые и ситуативные факторы. В конкретной ситуации че­ловек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым и учитывать это на входе взаимодействия.

Как показано в гл. 14, конфликтная ситуация — это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфлик­ту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бескон­фликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимо­действия. Поэтому важнейшим направлением разрешения меж­личностных конфликтов является содержательная и психологи­ческая подготовка людей к оптимальным действиям в предкон­фликтных и конфликтных ситуациях.

Помимо низкой конфликтоустойчивости типичной личност­ной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека

16. Причины возникновения конфликтов 227

способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состоя­ния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Не­достаточность эмпатийных личностных качеств приводит к то­му, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелатель­ного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также спо­собствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, форми­рующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [70]. Чело­век нередко переживает внутриличностные конфликты, связан­ные с завышенными желаниями и недостаточными возможно­стями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Зани­женная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуве­ренность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт харак­тера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Психологом В.В. Синеоком было исследовано влияние ак­центуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. С помощью модульной методики диагностики межличностных конфликтов (гл. 12) им были выявлены конфликтные и бескон­фликтные курсанты в учебных группах. Затем с помощью оп­росника Р. Кеттела были оценены их индивидуальные особен­ности. Установлено, что выраженной формой акцентуации ха­рактера «конфликтной» личности курсанта является эксплозив­ная форма.

Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна вы­сокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу,

228 IV- Теоретические основы конфликтологии

постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах.

Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения конфликтных и бесконфликтных курсантов в ситуа­циях противодействия. Стратегии поведения оценивались с по­мощью методики К. Томаса. Результаты оценки представлены в табл. 16.1.

Таблица 16. 1. Выраженность стратегий поведения по тесту К. Томаса курсантов с высоким и низким индексами конфликтно­сти, в баллах (п= 40)

Группы курсантов Пока­зате­ли Стратегии поведения
Сопер­ничество Сотруд­ничес­тво Компро­миссная Приспо-саблива-емость Избега­ние
Конфликт- ц 6,0 ные а 2,78 Бесконф- ц 4,45 ликтные а 2,6 6,05 1,38 6,88 1,73 7,08 1,71 5,28 2,06 5,75 1,91 7,25 2,54 5,13 2,24 6,03 1,71

Данные таблицы свидетельствуют о том, что у конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта. Для бесконфлик-ных курсантов характерными являются типы поведения, осно­ванные на уступках, с жертвой своих интересов. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведе­ния. Заметно реже других ими используется стратегия соперни­чества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевид­но, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с ок­ружающими.

Охарактеризованные выше личностные причины возникно­вения конфликтов встречаются наиболее часто. Однако они не исчерпывают перечень причин подобного типа.

16. Причины возникновения конфликтов 229

4.

Выводы

1. Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом глав­ным образом системно-генетического анализа конфликтов. Необходимо различать причины конфликтов и причины из­менений в их характеристиках. Факторы и причины кон­фликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организа­ционно-управленческие, социально-психологические, лич­ностные.

2. Основными объективными факторами возникновения кон­фликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разрабо­танность и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток и не­справедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; сам образ жизни россиян, связанный с материальной не­устроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционные для нас стереотипы конфликт­ного разрешения социальных противоречий и др.

3. Основными организационно-управленческими причинами конфликтов являются: структурно-организационные, функ­ционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

К типичным социально-психологическим причинам кон­фликтов относятся: потери и искажения информации в про­цессе межличностной и межгрупповой коммуникации; раз-балансированное ролевое взаимодействие людей; выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же сложных событий; внутри-групповой фаворитизм; соревнование и конкуренция; огра­ниченная способность к децентрации и др. 5. Основными личностными причинами конфликтов выступа­ют: субъективная оценка поведения партнера как недопус­тимого; низкая конфликтоустойчивость; плохое развитие эмпатии; неадекватный уровень притязаний; акцентуации характера и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: