double arrow

Понятие конфликтной ситуации


Конфликт в целом может состоять из одной или несколь­ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде­ление понятию «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация — конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха­рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси­хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще­ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как ре­альными, так и воображаемыми, надуманными, существу­ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.




5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате­риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта.

Повод конфликта — конк­ретное действие со стороны одного или нескольких насто­ящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин­тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей­ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности.

Поводом конфликта служит явление, способ­ствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины по­вод возникает случайно и может создаваться искусствен­но, как говорят, «на пустом месте». Так, например, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосолен­ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа­ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф­ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек­тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле­ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос­тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз­никшими.



Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив­но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер­жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа­ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти­воречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен­но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож­дать какое угодно количество.



8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы­ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи­ческой структурой, нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон­фликта имеются определенные представления о себе (мо­тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти­воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп­ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения.

Исходя из этого, выделяют сле­дующие четыре случая:

- конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик­та как социально-психологического явления пока нет;

- объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна­ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо­го конфликта);

- объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

- конфликтная ситуация объективно существует и по клю­чевым характеристикам адекватно воспринимается участ­никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель­ной степенью сложности и неопределенности. Именно «нео­пределенность» исхода является необходимым условием воз­никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска­жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф­ликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро­щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про­исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос­приятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Вос­приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен­ках по типу «черное-белое», «все или ничего».

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва­ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон­ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива­ются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппо­нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен­ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче­видности фиксировать и мотивы положительной направлен­ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив­ная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая со­ставляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я дол­жен победить».

Операциональная составляющая может вос­приниматься в следующих вариантах:

- «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);

- «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);

- «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

- «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

- «все так делают» (размывание ответственности).

Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, без­доказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оп­понента уступить или проиграть.

Операциональная составля­ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

- «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

- «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

- «он намеренно так поступает» (непреднамеренные дей­ствия воспринимаются как умышленные).

Исксокение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи­тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют­ся среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игно­рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа­ния о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи­тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хоро­шие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гипербо­лизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра­батывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливает-

ся поиск всего негативного и непривлекательного. В оппонен­те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при­родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При­нимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента фор­мируется «образ врага».

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част­ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо­ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негатив­ная установка на оппонента, фактор времени и др.

Иллюзия «выигрыша проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе­дить». Иллюзия заключается в том, что результат, при кото­ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следу­ющим образом: «Мой конфликт — это прямой результат не­компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конф­ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда­ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия не­примиримы, соглашение невозможно».

Другими наиболее типичными случаями искажения явля­ются:

- иллюзия «собственного благородства» (каждый оцени­вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

- «все ясно» (предельное, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по­зиции противоположной стороны).







Сейчас читают про: