Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании

«Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценно­стей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» четко зафик­сирован в Законе Российской Федерации об образовании. Однако идея гумани­зации нашла свою реализацию далеко не во всех проявлениях школьной жизни. Частичным подтверждением этого могут служить ответы учителей по измене­нию отношений внутри школы. По данным одного из исследований, касающих­ся проблем гуманизации, учителя считают, что они стали более уважительно относиться к ученикам (57 %), к своим коллегам (42 %), но при этом только 25 % отметили это явление среди школьников [7]. Создается парадоксальная ситуация: учителя стали более уважительно относиться к ребятам, которые отреагировали на это довольно слабо. Из этих данных напрашивается вывод, что возросшее уважение стимулируется лишь нормативной установкой самих учителей, а не реальной ситуацией, которая побуждала бы всех к отношениям иного рода.

Как показывает проведенный контент-анализ прессы [8], появляющиеся в последнее время многочисленные учебные заведения нового типа часто не соответствуют поставленным целям обучения и воспитания школьников, а предлагаемые гимназиями, колледжами, лицеями образовательные услуги нередко являются или непрофессиональными, или практически нереализо­ванными, или их уровень не отвечает одновременно интересам конкретной личности и общества в целом.

Разрушенное ученическое самоуправление, охватывавшее абсолютное боль­шинство детей и молодежи, «расплывчатость» функций или декларативный статус советов учебных заведений, формальное существование общественных организаций учителей не способствуют привлечению членов школьного со­циума к решению проблем образовательного учреждения, создают положение «непричастности» к управлению школой.

В реальной школьной жизни имеют место правовой нигилизм учителя, будничное попирание прав ребенка, например, права на выражение своего собственного мнения в устной или письменной форме, права на защиту своей чести и репутации. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства (например, незаконное увольнение или наказание учителя). Не случайно по данным вышеупомянутого социологического исследования, особую тревогу у опрошенных педагогов Подмосковья вызывает состояние правовой защищенности (89 %).

3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательно­го процесса.

Оно связано с несоблюдением общепринятых единых требований к уча­щимся, отсутствием преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педа­гогических инноваций. Большое влияние на конфликтность в школе ока­зывает несоблюдение психолого-педагогических требований к составлению расписания, неравномерное или несправедливое распределение учебной на­грузки, классного руководства, учебных кабинетов, переполненность классов учениками.

Обновление образования, касающееся сегодня прежде всего его информа­ционного компонента, практически «неизменным оставляет сущность обуче­ния: передача ЗУНов опирается преимущественно на отрицательные стимулы и является целостной системой принуждения к учению. Положение осложняет­ся тем, что такое обучение воспринимается как норма большинством учителей, руководителей школ, родителей» [9]. Все это, с одной стороны, негативно вли­яет на творческое самочувствие педагога. С другой стороны, это притупляет познавательный интерес учащихся, не позволяет им полностью реализовать свои способности, склонности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: