Формы согласования систем международного и национального права

Активное присутствие на международной арене и участие в решении конкретных международных проблем диктует для государств необходимость вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем сообразуясь не только с нормами собственного национального законодательства, но и с принципами и нормами международного права. Таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное

право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами. Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно-правового обязательства,так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного уверенитета, нельзя сказать, что международное право игнорирует этотвопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционнымии иными предписаниями. Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного рава различают: трансформацию (прямую и опосредствованную),

Остановимся на краткой характеристике форм юридического согла-

сования международного и внутригосударственного права. В случае если

формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора,

принято говорить об инкорпорации. Зачастую государства считают целе-

сообразным включать в содержание своих отечественных законодатель-

ных актов не только отсылку к международным договорам, а полностью

воспроизводить тексты последних4.

Нередко приемом введения положений международного права (пре-

имущественно международных договоров) во внутригосударственное

право является такая форма юридического обеспечения осуществления

международного права внутри территории конкретного государства, как

отсылка. Например, ст. 134 швейцарского Закона о международном ча-

стном праве 1987 г., предусматривая всевозможные способы отыскания

посредством коллизионных норм применимого права в случае возник-

новения деликтных обязательств, устанавливает, что ≪в отношении тре-

бований, вытекающих из дорожно-транспортных происшествий, приме-

няется Гаагская конвенция от 4 мая 1971 г.≫1. Отсылки могут содержать-

ся как в отраслевых актах, так и в основных законах страны.

В частности, в ст. 16 Конституции Португалии 1976 г. предусматривает-

ся, что ≪предписания, содержащиеся в Конституции и законах и касаю-

щиеся основных прав граждан, должны толковаться и находиться в соот-

ветствии со Всеобщей декларацией прав человека≫. Отсылка с юридиче-

ской стороны может быть выражена по-разному. Приведенные выше

примеры демонстрируют простые ее формы. В то же время иногда госу-

дарства применяют и более сложные приемы.

В национальных нормах встречаются весьма нетипичные формы

взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Так, Конституция Мозамбика 1975 г. устанавливала, что ≪Народная

Республика Мозамбик признает Декларацию экономических прав

и обязанностей государств, принятую XXIX сессией Генеральной Ас-

самблеи Организации Объединенных Наций≫ (ст. 8). В данном случае,

как представляется, речь идет не просто об отсылке, а, во-первых,

о санкционировании внутренним правом государства юридической обя-

зательности для него положений международно-правового акта, кото-

рый в общем плане относится к ≪мягкому праву≫, т. е. не обладает каче-

ствами императивности. Во-вторых, с помощью таких предписаний на-

ционального правопорядка мозамбикское государство, с одной стороны,

обязывает свои внутренние органы и их должностных лиц соблюдать по-

ложения Декларации при осуществлении ими деятельности во внутриго-

сударственной и внешней сферах, придавая им тем самым юридическую

силу, а с другой стороны, оповещает международное сообщество об оз-

наченной своей позиции в отношении данного документа, признающей

его в качестве международно-правового акта. Таким образом, предписа-

ния Конституции в индивидуальном порядке зафиксировали юридиче-

скую действительность международного акта для страны, что позволяет,

констатировать возможность существования не только формы общей

(генеральной), но и индивидуальной (конкретной, или специальной)

трансформации норм международного права во внутригосударственное

право.

С согласованием международного и национального права в форме

рецепции приходится сталкиваться в случаях, когда внутригосударствен-__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: