Активное присутствие на международной арене и участие в решении конкретных международных проблем диктует для государств необходимость вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем сообразуясь не только с нормами собственного национального законодательства, но и с принципами и нормами международного права. Таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное
право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами. Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно-правового обязательства,так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного уверенитета, нельзя сказать, что международное право игнорирует этотвопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционнымии иными предписаниями. Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного рава различают: трансформацию (прямую и опосредствованную),
|
|
Остановимся на краткой характеристике форм юридического согла-
сования международного и внутригосударственного права. В случае если
формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора,
принято говорить об инкорпорации. Зачастую государства считают целе-
сообразным включать в содержание своих отечественных законодатель-
ных актов не только отсылку к международным договорам, а полностью
воспроизводить тексты последних4.
Нередко приемом введения положений международного права (пре-
имущественно международных договоров) во внутригосударственное
право является такая форма юридического обеспечения осуществления
международного права внутри территории конкретного государства, как
отсылка. Например, ст. 134 швейцарского Закона о международном ча-
стном праве 1987 г., предусматривая всевозможные способы отыскания
посредством коллизионных норм применимого права в случае возник-
новения деликтных обязательств, устанавливает, что ≪в отношении тре-
бований, вытекающих из дорожно-транспортных происшествий, приме-
няется Гаагская конвенция от 4 мая 1971 г.≫1. Отсылки могут содержать-
ся как в отраслевых актах, так и в основных законах страны.
|
|
В частности, в ст. 16 Конституции Португалии 1976 г. предусматривает-
ся, что ≪предписания, содержащиеся в Конституции и законах и касаю-
щиеся основных прав граждан, должны толковаться и находиться в соот-
ветствии со Всеобщей декларацией прав человека≫. Отсылка с юридиче-
ской стороны может быть выражена по-разному. Приведенные выше
примеры демонстрируют простые ее формы. В то же время иногда госу-
дарства применяют и более сложные приемы.
В национальных нормах встречаются весьма нетипичные формы
взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Так, Конституция Мозамбика 1975 г. устанавливала, что ≪Народная
Республика Мозамбик признает Декларацию экономических прав
и обязанностей государств, принятую XXIX сессией Генеральной Ас-
самблеи Организации Объединенных Наций≫ (ст. 8). В данном случае,
как представляется, речь идет не просто об отсылке, а, во-первых,
о санкционировании внутренним правом государства юридической обя-
зательности для него положений международно-правового акта, кото-
рый в общем плане относится к ≪мягкому праву≫, т. е. не обладает каче-
ствами императивности. Во-вторых, с помощью таких предписаний на-
ционального правопорядка мозамбикское государство, с одной стороны,
обязывает свои внутренние органы и их должностных лиц соблюдать по-
ложения Декларации при осуществлении ими деятельности во внутриго-
сударственной и внешней сферах, придавая им тем самым юридическую
силу, а с другой стороны, оповещает международное сообщество об оз-
наченной своей позиции в отношении данного документа, признающей
его в качестве международно-правового акта. Таким образом, предписа-
ния Конституции в индивидуальном порядке зафиксировали юридиче-
скую действительность международного акта для страны, что позволяет,
констатировать возможность существования не только формы общей
(генеральной), но и индивидуальной (конкретной, или специальной)
трансформации норм международного права во внутригосударственное
право.
С согласованием международного и национального права в форме
рецепции приходится сталкиваться в случаях, когда внутригосударствен-__