Под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами.
В соответствии с Конституцией Украины (ст. 9), действующие договора Украины, согласие на обязательности которых дана Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Закон Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 г. (ВВР, 2004, № 50, Ст. 540) определяет международный договор как заключенный в письменной форме с иностранным государством или иным субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования.
Однако, иногда украинским судом для урегулирования отношений может применяться международный договор, в котором Украина не принимает участия. Договор в этом случае, считается частью национального права иностранного государства – участника договора, если к праву иностранного государства отсылает отечественная коллизионная норма.
Международное право не способно регулировать внутригосударственные отношения так же, как механизм действия национального права не пригоден для регулирования межгосударственных отношений. Для того, чтобы нормы международного права приобрели способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, они должны войти в правовую систему страны, приобрести юридическую силу национального права. Большинство норм международных договоров применяются к правоотношениям вследствие трансформации, т.е. преобразования их в нормы внутригосударственного права. При всей условности самого термина (на самом деле норма международного права не преобразуется, она сохраняет свое место в международном праве, а вот ее содержанию придается статус национально-правовой нормы) теория трансформации наиболее адекватно отражает сущность юридического процесса восприятия норм международного права национальным правом.
Способы осуществления трансформации для Украины предусмотрены ЗУ «О международных договорах». Это подписание, ратификация, утверждение, принятие, присоединение к договору. Стороны могут договориться об ином пути предоставления согласия на обязательность для них договора.
Международный договор вступает в силу для Украины после предоставления ею согласия на обязательность для Украины международного договора, в порядке и в сроки, предусмотренные договором или иным согласованным сторонами способом.
Для международного договора не характерно вступление в силу с момента подписания. Порядок вступления в силу определяется в самом договоре (в заключительных положениях). Договор может вступать в силу: 1) после завершения процесса обмена ратификационными грамотами между участниками; 2) после сдачи определенного количества ратификационных грамот государству-депозитарию; 3) по окончании определенного срока после обмена ратификационными документами или сдачи ратификац.грамот государству-депозитарию; 4) в срок, указанный в самом договоре; 5) с момента подписания (если договор не требует ратификации) и др. случаи.
Таким образом, даже подписанный и ратифицированный Украиной международный договор может не быть в силе. В МЧП важным является не только факт участия Украины в международном договоре, но и факт вступления его в силу для другого государства.
Применяя международный договор учитываются оговорки, сделанные разными государствами, т.е. они могут существенно изменить содержание договора. (напр. ст.11 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (1980г.) – возможность заключать договора в устной форме. Украина сделала оговорку о неприменении устной формы в случаях, когда одна из сторон имеет коммерческое предприятие в Украине).
Нормы международного договора сохраняют автономное положение в национальном праве. Это означает: 1) при коллизии норм национального акта и норм международного документа применяются правила международного договора (если договор вступил для Украины в силу в установленном порядке); 2) нормы международного договора нельзя самовольно изменять без согласия других государств-участников; 3) толкования междунар.норм должно быть одинаковым.
Украинское законодательство, как до принятия действующей Конституции Украины, так и после ее принятия устанавливает верховенство международного договора над внутренним законом.
Вот примеры формулировок указанного примата:
«1. Действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дана Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.
2. Если международным договором Украины, который вступил в силу у установленном порядке, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора Украины» (ст. 19 «Действие международных договоров Украины на территории Украины» Закона Украины «О международных договорах Украины»).
«Если международным договором установлены другие правила о нотариальных действиях, чем те, которые содержит законодательство Украины, то при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора.
Если международный договор относит к компетенции нотариусов совершение нотариальных действий, не предусмотренных законодательством Украины, нотариусы совершают это нотариальное действие в порядке, установленном Министерством юстиции Украины» (ст. 103 «Международные договоры» Закона Украины «О нотариате» от 2 сентября 1993 г. № 3425-ХI) ВВР, 1993, N 39, ст.383.
«Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дана Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены этим Законом, то применяются правила международного договора» (ст. 4 «Международные договоры» Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров» от 16 июня 1999 г. № 752- XIV) ВВР, 1999, N 32, ст.267.
Международные договора могут быть классифицированы по различным основаниям. Обратим внимание на классификации, имеющие значение для международного частного права. К ним относится деление договоров по количеству участников на многосторонние (универсальные – открытые для всех государств: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.), Конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений (1958 г.), Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954г.; Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (участвуют более 150 государств)и др.); двусторонние (о правовой помощи, консульские конвенции, о торгово-экономическом сотрудничестве, о международных перевозках, об устранении двойного налогообложения и др.), региональные ( открытые для государств региона или экономической группы: напр., - соглашения стран СНГ о порядке решения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (Киевское соглашение • 1992 г.); - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 окт. 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.); - Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение)
Украиной как самостоятельным государством международные договора заключаются: Президентом или по его поручению – от имени Украины, КМУ или по его поручению – от имени правительства Украины, министерствами или иными центральными органами исполнительной власти, государственными органами – от имени мин-ств и др-х центр-х органов исполнит.власти.
От имени Украины заключаются: 1) политические, мирные, территориальные и такие, которые касаются государственных границ, разделения исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины; 2) междунар. договора, которые касаются прав, свобод, обязанностей человека и гражданина; 3) об участии Украины в междунар.союзах и др-х междунар.объединениях (организациях); 4) о военной помощи или допуске подразделений вооруженных сил иностранных государств на территорию Украины, условиях их временного пребывания; 5) об использовании территории и природных ресурсов Украины; 6) а также договора, которым по соглашению сторон предоставляется межгосударственный характер
От имени правительства заключаются договора по экономическим, торговым, научно-техническим, гуманитарным и др. вопросам, отнесенным к ведению КМУ.
Договора, не требующие ратификации, утверждаются в форме Указа Президента, или постановления КМУ. Эти акты являются теми правовыми формами, в которых нормы международного договора вводятся в украинскую правовую систему. Именно они являются источниками внутреннего права вообще и международного частного права в частности, так как выполняют две функции источника: являются внешней формой юридического существования норм международного договора в национальном праве и официально-юридической формой суверенного единоличного волеизъявления государства, обеспечивающего этим нормам юридическую обязательную силу внутри государства.
В современных условиях развитие международного частного права на договорной основе приобретает все большее значение, охватывая практически все сферы частных правоотношений, осложненных иностранным элементом. Одновременно возрастает роль международных организаций в развитии международного частного права, в рамках которых разрабатываются и подготавливаются проекты соответствующих международных соглашений.
Старейшей организацией в рассматриваемой области является Гаагская конференция по международному частному праву, созданная еще в прошлом веке (переговоры по ее созданию были начаты по инициативе Италии в 1867 г., а первая официальная сессия была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г.). Многие годы организация не имела постоянной основы, созывалась по инициативе правительств, а с 1955 г. стала постоянно действующей (в 1951 г. был принят Статут, который вступил в силу в 1955 г.). Конференция объединяет 45 государств. Сессии конференции собираются раз в четыре года (могут быть внеочередные). Последняя сессия проходила в 1996 г. Основная задача Гаагской конференции – унификация правил международного частного права, прежде всего коллизионного, а также норм международного гражданского процесса. Значительная часть из конвенций, разработанных в рамках Гаагской конференции, относится к семейному праву.
В 1926 г. в целях прогрессивного развития и сближения частного права была создана межправительственная международная организация – Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Она объединяет 58 государств. Помимо подготовки проектов международных конвенций Римский институт проводит большую исследовательскую работу в области унификации частного права и издает ежегодник. Причем в отличие от Гаагской конференции, Римский институт специализируется на унификации материального частного права. Были разработаны проекты важных конвенций в разных сферах частноправовых отношений, но преимущественно по международным перевозкам и международной торговле.
Возрастающая потребность в совершенствовании правового регулирования международной торговли, в необходимости придания этому процессу универсального характера привела к созданию в рамках ООН органа, специально занимающегося унификацией права международной торговли. В 1966 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи от 17 декабря была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Помимо унификации правил международной торговли и соответственно подготовки проектов конвенций на Комиссию была возложена задача содействия кодификации международных торговых обычаев и распространения информации в этой области.
На основе проектов, разработанных Комиссией, были приняты: в 1980 г. на конференции в Вене - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи; в 1974 г. на конференции в Нью-Йорке - Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров; в 1988 г. на конференции в Нью-Йорке - Конвенция о международных переводных и международных простых векселях; в 1978 г. на конференции в Гамбурге - Конвенция о морской перевозке грузов.