Правовой режим трансграничных водотоков и международных озёр (вне целей судоходства)

Согласно Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (Конвенция вступила в силу для России 6 октября 1996 г.) трансграничные воды — это любые поверх­ностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких грани­цах. В тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой ли­нией, пересекающей их устье между точками, расположенными на ли­нии малой воды на их берегах.

Таким образом, трансграничными водами являются озера, крупные водоемы, реки, водные бассейны, естественные водные резервуары и т. д. По статусу трансграничные воды являются международными во­дотоками, так как они пересекают государственные границы двух или более государств или расположены на таких границах.

Международное право охраняет эти воды от трансграничного воз­действия. Последнее означает любые значительные вредные последст­вия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод. Эти вредные последствия вызываются деятельностью человека, фи­зический источник которой расположен полностью или частично в рай­оне, находящемся под юрисдикцией соответствующего государства — участника Конвенции 1992 г.

Конвенция 1992 г. обязывает участников принимать все соответет-вующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия. В этих целях они должны осуществлять мероприятия: а) для предотвращения, ограничения и сокращения за­грязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие; б) для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления вод­ными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды: в) для обеспечения использования трансграничных вол разумным и справедли­вым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуще­ствлении деятельности, которая оказывает или может оказывать транс­граничное воздействие; г) для обеспечения сохранения и, когда это не­обходимо, восстановления экосистем.

Итак, государства должны постоянно предпринимать необходимые меры, направленные на предотвращение загрязнения вол, рациональное управление водными ресурсами, обеспечение сохранения и восстановле­ния экосистем.

При принятии указанных выше мер государства руководствуются следующими принципами:

— принципом принятия мер предосторожности. В соответствии с этим принципом меры по предупреждению возможного трансгранич­ного воздействия в результате утечки опасных веществ не должны откла­дываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием — с дру­гой;

— принципам «загрязнитель платит», в соответствии с которым рас­ходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокра­щению загрязнения, покрываются загрязнителем:

— принципом управления водными ресурсами. В соответствии с этим принципом нынешнее поколение должно предпринять все возможные усилия, чтобы избежать угрозы исчезновения ресурсов, которых не будет хватать для удовлетворения потребностей будущих поколений.

Трансграничными водотоками являются также международные озера. В мире существует более 100 озер, имеющих статус пограничных. Право­вой режим этой категории озер определяется соответствующими согла­шениями прибрежных государств. Почти в каждом пограничном озере, как правило, установлен свой собственный, совершенно отличный по­рядок судоходства, рыболовства и т. д.

По признакам международно-правового статуса и режима использо­вания пограничные озера можно объединить в две группы.

1. Обычные пограничные озера, т. е. озера, водными путями и ресур­сами (живыми и минеральными) которых могут пользоваться в соответ­ствии с заключенными международными договорами только прибреж­ные государства. Например, Нидерланды и ФРГ 8 апреля 1960 г. подпи­сали Договор о линии общей границы, пограничных водах, статусе расположенной на границе собственности, путях пересечения границы по земле и внутренним водам и по другим пограничным вопросам. Со­гласно ст. 57 Договора договаривающиеся стороны соглашаются прово­дить регулярные консультации по всем вопросам, касающимся исполь­зования и управления водными ресурсами и решения всех спорных во­просов. Такие консультации должны проводиться в рамках Постоянной комиссии по пограничным водам.

2. Пограничные озера, открытые для международного судоходства третьих стран. Таковыми, например, являются Великие Озера, группа больших озер в восточной части Северной Америки в бассейне реки Святого Лаврентия.

Пограничными считаются озера, по которым проходит государст­венная граница двух или нескольких государств. Имеются пограничные бессточные озера и соединенные с океаном. Воды этих бассейнов обыч­но разделяются линиями межгосударственных границ на основе норм, регулирующих сухопутные границы. Часто подобное разделение осуще­ствляется в соответствии со специальными соглашениями. Пограничная линия обычно соответствует срединной или равноудаленной линии на рассматриваемых морях и озерах между прибрежными государствами. Подобная межгосударственная граница может совпадать с границей тер­риториальных вод, или исключительных экономических зон, или конти­нентального шельфа.

Примерами подобного разделения водных бассейнов (международ­ных озер) могут служить: Боденское озеро, окруженное Германией, Ав­стрией и Швейцарией, Женевское озеро, принадлежащее Швейцарии и Франции, и Великие Озера, которые принадлежат США и Канаде.

По мнению ряда государств (например, Азербайджана), погранич­ным озером является Каспийское море.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: