Международно-правовой статус Арктики

Вопросы взаимодействия государств в области Арктики урегулированы Декларацией об учреждении Арктического Совета (Оттава, 19 сентября 1996 г.). Членами Арктического Совета (АС) являются Арктические государства (АГ): Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, РФ, Швеция и США.

Совет собирается раз в два года, с более частыми встречами старших должностных лиц, для обеспечения контактов и координации деятельности. Каждое арктическое государство должно назначить координатора по вопросам, относящимся к деятельности АС. Ответственность по организации заседаний АС ложится поочередно на АГ. Решения АС принимаются его членами на основе консенсуса.

АС учрежден с целью:
1) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между АГ по вопросам Арктики, представляющим общий интерес с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды;
2) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП); Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ); Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (ЕППР);
3) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;
4) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: