Служебные части речи

Понятие «служебные части речи» объединяет несколько классов слов: артикль, предлог, союзное слово и союз, вспомогательный глагол, модальный глагол, слова стпени и междометья.

2. Национальным языком называют всю совокупность средств необходимых для общения представителей определённых наций.

Национальный язык- это явление неоднородное, существует в разных своих формах, наиболее важными является такие, как диалект, просторечие, жаргон и арго, специальные цели (или профессиональные языки), Литературный язык.

Диалект -разновидность национального языка, форма национального языка, распространенная на определенной территории.

Каждый национальный язык имеет свой набор диалектов. Например, южно-великорусский диалект, распространённый в Краснодарском крае, Поволжье.

Жаргон - это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д. Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежитель­ного, презрительного) отношения к жизни. Например, слова шпора (шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно упот­ребляются в речи школьников (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.

Профессиональный язык -этоРазновидности языка, порождаемые принадлежностью к одной профессии. Это Функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая профессиональную сферу общения.

№4

1. Литературный язык как форма национального языка. Отличительные особенности и признаки.

2. ГРАММАТИКА: понятие о способах и средствах выражения грамматического значения.

1.Литературный язык как форма национального языка. Отличительные особенности и признаки. Лит.язык-это высшая форма проявления национального языка, как самостоятельная форма, литературный язык присутствует в каждом национальном языке. Лит.яз. имеет ряд отличительных признаков, отделяющих его от других форм национального языка. Лит. яз. является нормированной частью национального языка. Норма-это общепринятые и обязательные для всех граждан правила употребления языковых средств, нормы присутствуют на каждом уровне языка, то есть имеются фонетические, морфологические, лексические,синтаксические, текстовые, орфографические и т.д.нормы Нарушение норм языка приводят к полному не пониманию нормы. Для всех лит.яз. - это кодифицированная часть языка. Лит.яз. явл. языком образования, радио, телевидения, науки, печати, культуры, обучения и т.д. Лит.яз. в отличии от диалектов способен выполнять ф-ии гос. языка, гос.язык- это средство общения государства со своими гражданами.Гос.язык назначается руководящим органом. Признаки литературного языка Один из признаков литературного языка – его обработанность. «Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, – писал А.М. Горький, – он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо обрабатывать его». Реформаторский характер творчества А.С. Пушкина признается всеми. Он считал, что любое слово допустимо, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл. Особенно богата в этом отношении народная речь. Знакомство с его произведениями показывает, насколько творчески, оригинально включал Пушкин просторечные слова в поэтическую речь, постепенно разнообразя и усложняя их функции. И в дальнейшем в обогащении литературного языка принимали участие русские писатели и поэты. Особенно много сделали Крылов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Чехов. В обработке русского литературного языка, его совершенствовании участвуют политики, ученые, деятели культуры и искусства, журналисты, работники радио и телевидения. «Всякий материал – а язык особенно, – справедливо замечал А.М. Горький, – требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть, – ясного, точного, красочного, звучного, и – дальнейшего любовного развития этого лучшего». Вот в чем заключается обработка языка. Другая отличительная черта литературного языка – наличие письменной и устной формы, а также двух разновидностей – книжной и разговорной речи. Благодаря письменной форме осуществляется аккумулятивная функция языка, его преемственность, традиционность. Существование функционально-стилевых сфер литературного языка, то есть книжной и разговорной речи, позволяет ему быть средством культуры (художественная литература, публицистика, театр, кино, телевидение, радио). Между этими двумя разновидностями происходит постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. В результате не только богаче и разнообразнее становится сам литературный язык, но и увеличиваются возможности его использования. Признаком литературного языка считается наличие функциональных стилей. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяют на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады пишутся научным стилем; докладные записки, финансовые отчеты, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном ведуться в газетно-публицистическом стиле; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждаются бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется разговорно-бытовой стиль. Полифункциональность литературного языка обусловила появление вариативных единиц на всех уровнях: фонетическом,
словообразовательном, лексическом, фразеологическом, морфологическом, синтаксическом. В связи с этим возникает стремление разграничить употребление вариантов, наделить их оттенками значений, стилистической окраской, что приводит к обогащению синонимии русского языка. Вариативность языковых единиц, богатство и разнообразие лексико-фразеологической и грамматической синонимии отличает литературный язык, является его признаком. Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность. Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Нормы существуют как для устной, так и для письменной речи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы орфографические (правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические] должны соблюдаться в устной и письменной речи. Все перечисленные признаки составляют особенность литературного языка как высшей формы национального русского языка. 2.ГРАММАТИКА:Понятие о способах и средствах выражения грамматического значения. Средства и способы выражения грамматических значений Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит аффиксам, флексиям или окончаниям, суффиксам и префиксам. * Формообразующими называются те суффиксы и префиксы, которые служат чисто грамматическим средством, не изменяющим лексического значения слова, средством образования форм данного слова, в отличие от словообразующих суффиксов и префиксов, с помощью которых создаются новые слова (сено → сенаж, Селенa →селенит; Курчатов → курчатовий). ** Ø – знак, обозначающийнулевое окончание. Нулевое (материально не выраженное) окончание на фоне других падежных форм данного склоняемого слова – такой же значимый показатель (рода, падежа), как и окончания, материально выраженные. С помощью суффиксов образуются: форма прошедшего времени глагола (читал, обсуждал), формы видов глагола (забить – забивать; записать – записывать), формы сравнительной и превосходной степени прилагательных (умный – умнее; старый – старейший), формы множественного числа некоторых групп существительных, где суффикс сопутствует окончанию (муж – мужj-а,,брат – братj-а, лист – лucmj-а); в отдельных разрядах существительных суффикс участвует в образовании форм и единственного и множественного числа (котёнок – котята; ребёнок – ребята; маслёнок – маслята). Префиксальным путем образуется одна из форм превосходной степени прилагательных (наилучший, наихудший) и формы совершенного вида большого числа глаголов (строить – построить; рисовать – нарисовать). Кроме перечисленных средствами выражения грамматических значений являются также ударения, чередования звуков, предлоги, вспомогательные слова, супплетивизм. Ударение чаще всего выступает вместе с аффиксами – с окончаниями или с суффиксами: доскá, доскú, дóску, доскóй и т.д.; подсказáть – подскáзывать. Самостоятельно (без каких-либо других средств) ударение используется для образования формы родительного падежа единственного числа и формы именительного падежа множественного числа (учúтеля – учителя2; ногú – нóги) существительных, а также для образования форм видов у некоторых глаголов, при этом только ударение различает формы инфинитива и прошедшего времени (насы2пать – насыпáть, насы2пал насыпáл; нарéзать – нарезáть, нарéзал – нарезáл). Чередование звуков является дополнительным средством образования форм (перестроить – перестраивать; насадúть – насаждáть; другØ – друзjа). Предлог широко используется для выражения падежных значений, сопровождая окончания; обязательно его
употребление для выражения значения предложного падежа (в доме, в пяти, о тебе, об отце). Самостоятельно (без окончаний) предлоги используются при выражении падежных значений неизменяемых существительных ("ехать в такси", "подойти к такси" и т.д.). Вспомогательные слова (т.е. слова, функция которых – "обслуживать грамматические потребности" других слов, не меняя их лексического значения) употребляются для образования форм сослагательного наклонения ("я бы отдохнула"), некоторых форм повелительного наклонения ("Пусть всегда будет солнце!", "Да скроется тьма!", "Давай пойдем на выставку"), для образования форм будущего времени глаголов несовершенного вида ("Он будет учиться"), для образования форм сравнительной и превосходной степени (более важный, самый важный; "рассказал более интересно", "выразил наиболее глубоко"), Супплетивизм (от франц. supplétif – 'добавочный') – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова: я, меня, мне и т.д.; он, его, ему и т.д.; человек – люди; "ребенку один год, но ему семь лет", плохо – хуже; хорошо – лучше; брать – взять; ловить – поймать; садиться – сесть и нек. др. Русский язык принадлежит, как уже говорилось в разделе "Понятие о русском языке", к флективным языкам, поскольку подавляющее большинство грамматических значений в его формах выражается синтетическим способом, т.е. при помощи средств, "находящихся" в самом слове. Иначе говоря, лексическое и грамматическое значение (значения) выражается формой одного и того же слова. К числу средств синтетического способа относятся аффиксы, чередования звуков, ударение. К аналитическому способу выражения грамматических значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова (буду думать), а также случаи выражения грамматических значений средствами контекста т.е. формами окружающих данное слов: "правительственное коммюнике", "красочное шоу"; "она ужасная неряха"– "он ужасный неряха". Наконец, смешанный способ выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений предложного падежа: окончание + предлог: в садy, "О доблестях, о подвигах, о славе" (Бл.). К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамматического значения используется определенный порядок слов. Ср.: "Мать любит дочьØ" и (без изменения форм слов) "Дочь любит матьØ".

№5

1. ГРАММАТИКА: Понятие грамматической категории. Части речи: прилагательное.

2. Система и структура языка. Компоненты структуры языка. Понятие об языковом уровне.

1. Грамматическая категория – совокупность однородных грамматических явлений, при различных их формах. Каждый конкретный язык имеет свою определенную систему грамматических категорий. К числу грамматических категорий относится такие, как категория определенности и неопределенности, категория рода, падежа и времени и так далее. Каждый конкретный национальный язык имеет свою систему грамматических категорий, в которых могут отсутствовать категории присущие в других языках.

Часть речи: прилагательное.

Имя прилагательное. Класс слов, обладающие общностью значений признака, имеющих формы сравнения и выполняющих синтаксическую фун-ию определения. Класс прилагательных в каждом национальном языке имеет свои особенности, например в РЯ прилагательные подчиняются существительному и принимает все его грамматические формы. Имя прилагательное исторически восходит к существительному. В каждом языке прилагательное имеет свои особенности в создании грамматических форм (особенно форм степеней и сравнений).

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

  2.Система и структура языка.Компоненты структуры языка. Понятие об языковом уровне. система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и отношений между ними. Структура – это отношения между элементами, способ организации системы. Любая система имеет функцию, характеризуется определенной целостностью, имеет в своем составе подсистемы и сама входит в систему более высокого уровня. Термины система и структура нередко употребляются как синонимы. Это неточно, поскольку хотя они и обозначают взаимосвязанные понятия, но в разных аспектах.Система обозначает взаимосвязь элементов и единый принцип их организации,структура характеризует внутреннее устройство системы. С понятием о системе связано исследование объектов в направлении от элементов к целому, с понятием структуры – в направлении от целого к составным частям. Некоторые ученые дают этим терминам специфическое толкование. Так, согласно А.А.Реформатскому, система – это единство однородных взаимообусловленных элементов в пределах одного яруса, а структура – единство разнородных элементов в пределах целого [Реформатский 1996, 32, 37]. Система языка иерархически организована, она имеет несколько ярусов: • Фонологический • Морфологический • Синтаксический • Лексический Центральное место в системе языка занимает морфологический ярус. Единицы этого яруса – морфемы – являются элементарными, минимальными знаками языка. Единицы фонетики и лексики относятся к периферийным ярусам, так как фонетические единицы не обладают свойствами знака, а лексические единицы вступают в сложные, многоуровневые отношения. Структура лексического яруса является более открытой и менее жесткой, чем структуры других ярусов, она сильнее подвержена внеязыковым воздействиям. В фортунатовской школе при изучении синтаксиса и фонологии определяющим является морфологический критерий. Понятие системы играет важную роль в типологии. Оно разъясняет взаимосвязь различных явлений языка, подчеркивает целесообразность его устройства и функционирования. Язык не простой набор слов и звуков, правил и исключений. Увидеть порядок в многообразии фактов языка позволяет понятие системы. Не менее важным является и понятие структуры. При общности принципов устройства языки мира отличаются друг от друга и эти отличия состоят в своеобразии их структурной организации, так как способы связи элементов могут быть различными. Это различие структур как раз и служит для группировки языков по типологическим классам. Системный характер языка позволяет выделить тот стержень, на котором строится вся лингвистическая типология – морфологический ярус языка.

№6

1. ФОНЕТИКА как лингвистическая дисциплина: акустика.

2. ГРАММАТИКА: Понятие грамматической категории. Части речи: существительное.

№7

1. ФОНЕТИКА как лингвистическая дисциплина: артикуляционная фонетика.

2. ГРАММАТИКА: Понятие грамматической категории. Части речи: глагол. Вербоиды. Типы вербоидов.

1. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки.

Речевой аппарат - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

  • губы
  • зубы
  • язык
  • нёбо
  • маленький язычок (увула)
  • надгортанник
  • полость носа
  • глотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • легкие

Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

2. Глагол - часть речи, выражающая грамматическое значение действия (т. е. признака подвиж­но­го, реализующегося во времени) и функционирующая по преиму­ще­ству в качестве сказуемого.

Вербоиды (по другой терминологии — нефинитные формы глагола) совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других частей речи — существительных, прилагательных или наречий. Вербоиды выступают в качестве различных членов предложения, а также в составе аналитических финитных форм и некото­рых близких к ним конструкций. К вербоидам относят инфинитивы (и другие «имена действия» — герундий, масдар, супин), причастия и деепри­ча­с­тия.

№8

1. ФОНЕТИКА как лингвистическая дисциплина: фонология. Понятие фонемы. История изучения фонемы.

2. ГРАММАТИКА: Понятие грамматической категории. Части речи: вопрос о прилагательных и числительных.

Кристина Билет8 1.ФОНЕТИКА как лингвистическая дисциплина: фонология. Понятие фонемы. История изучения фонемы Фонология - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка - фонемы. Фонемы - это неделимые звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов. Учение о фонеме, или фонология – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. [ Фонология изучает фон явления со стороны их функций в системе языка. Фонетика изучает речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте.] Созданию учения о фонеме предшествовало несколько этапов развития науки о языке. До начала 19 века в европейском языкознании отождествляли звук и букву, что мешало изучению звуковой стороны языка. С середины 19 века начали строго разграничивать эти два понятия, а звуки языка успешно изучали как явления физиологические и акустические. С конца 19 века начинается этап, связанный с понятием «фонема». Надо отметить, что сам термин «фонема» использовался ещё в греческой классической философии и означал «звук». Термин появился в трудах Луи Аве и Фердинанда де Соссюра 1775 г., но они смешивали понятие звук речи и звук языка. Впервые разграничил фонему и звук И.А. Бодуэн де Куртенэ. В 1881 г. было напечатано его исследование «Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков» - первый труд по фонологии. Звук – нечто очень материальное – его изучает фонетика. Фонема – абстрактное – ее изучает фонология. И.А. Бодуэн де Куртенэ разработал психологическую теорию фонемы, согласно которой фонема – идеальный образ, на который нацелен говорящий. Говорящий отклоняется от этого идеального звука частично потому, что идентичное повторение звука почти невозможно, частично из-за влияния соседних звуков. В процессе формирования идеальных портретов звуков активное участие принимают чередования звуков в определенных позициях. Благодаря учению о чередовании звуков (альтернации звуков) Бодуэн де Куртенэ внес серьезный вклад в развитие научного представления о фонеме. Ученый исходил из положения о том, что все чередующиеся звуки в определенной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью объединяться в нашем сознании в общее целое, т.е. создавать идеальный портрет звука. Однако такой подход не был лишен противоречий, и взгляды ученого на фонему менялись. Вместе с И.А. Бодуэном де Куртенэ фонологические идеи развивали его друзья и соратники Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, Василий Васильевич Радлов. Казанская Лингвистическая школа, которую в 70-90 гг. создал И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казанском университете много сделала для становления фонологии. 2.Грамматика:Понятие грамматической категории. Часть речи: вопрос о прилагательных и числительных Грамматическая категория -билет5 Прилагательноебилет5 Чслительное- Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" или "какой?". Выделяют количественные и порядковые числительные. Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос "сколько?" Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос "какой?".

№9

1. ФОНЕТИКА: Принципы классификации звуков речи. Понятие о вокализме и консонантизме.

2. ГРАММАТИКА: Словообразование как раздел грамматики или лексикологии.

№10

1. ФОНЕТИКА: Принципы классификации звуков речи. Понятие об основных и дополнительных признаках звука.

2. ГРАММАТИКА: Словообразование. Способы словообразования: морфолого-синтаксический способ.

№12

1. ФОНЕТИКА: Фонетическое членение речи. Понятие о фразе, такте, слоге. Клитики. Виды клитик.

2. ГРАММАТИКА: Словообразование. Способы словообразования: лексико-синтаксический способ.

№15

1. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

2. ГРАММАТИКА: Словообразование. Способы словообразования: лексико-семантический способ.

№ 16.

1. ГРАММАТИКА: Синтаксис как раздел грамматики. Понятие о сочетании слов и о предложении. Типы связей слов в предложении.

2. Понятие о парадигме и синтагме

№17

1. Значение научной деятельности Ф. де Соссюра для языкознания

2. ГРАММАТИКА: Синтаксис: понятие об актуальном членении высказывания.

№18

1. Понятие о внутреннем языкознании. Основные разделы языкознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: