Введение. Рекомендовано Ученым советом орелгту

Б.Г. Бобылев

КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА

Рекомендовано Ученым советом ОрелГТУ

В качестве учебного пособия

ОРЕЛ 2003


УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)

ББК 81.411.2-7я7

Б72

Рецензенты:

Зав. каф. иностранных языков ОрелГТУ,

профессор

Ю.Г. Коротких

Зав. каф. методики преподавания

русского языка и литературы ОИУУ,

доктор филологических наук,

профессор

Л.Д. Беднарская

Б72 Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика:

Учебное пособие/Б.Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 132 с.

Пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом рабочей программы курса «Культура речи и стилистика», отражающей региональную специфику и особенности организации учебного процесса в ОрелГТУ.

Содержит необходимые сведения по культуре речи, стилистике, документоведению, орфографии и пунктуации, изложенные в доступной форме, а также образцы деловой документации. Пособие окажет помощь в выполнении контрольных работ по культуре речи и стилистике. Предназначено для студентов дистанционного факультета Орловского государственного технического университета, однако может быть использовано и студентами других факультетов и вузов.

Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».

УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)

ББК 81.411.2-7я7

©Орел ГТУ, 2003

© Бобылев Б.Г., 2003


Содержание

Стр.

Введение........................................................................................................... 4

Часть I. Культура речи как раздел лингвистики

и учебная дисциплина................................................................. 6

1.1. Устная и письменная формы речи......................................................... 8

1.2. Диалог и монолог................................................................................... 13

1.3. Функционально-смысловые типы речи.............................................. 17

1.4. Коммуникативные качества речи......................................................... 19

1.5. Работа над орфограммами.................................................................... 35

1.6. Работа над пунктограммами................................................................. 40

Часть II. Нормы современного

русского литературного языка............................................... 44

2.1. Нормы русского ударения.................................................................... 44

2.2. Морфологические нормы..................................................................... 50

2.3. Синтаксические нормы.......................................................................... 69

2.4. Лексические нормы................................................................................ 76

2.5. Фразеологические нормы...................................................................... 81

Часть III. Стили и жанры современного

русского литературного языка............................................. 82

3.1. Функциональные стили современного82

русского литературного языка............................................................. 82

3.2. Жанрово-стилистические и языковые

особенности научного функционального стиля............................... 87

3.3. Служебная документация..................................................................... 89

Литература................................................................................................... 120

Приложение А. Образцы служебной документации........................ 122


ВВЕДЕНИЕ

Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение курса «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих специалистов. Особенностью данной дисциплины по сравнению с другими гуманитарными курсами является то, что она обеспечивает развитие изначальных человеческих способностей говорения и понимания, выступающих предпосылками любой интеллектуальной и речевой деятельности. Совершенствование речевых и мыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В силу этого, сфера применения знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе изучения курса «Культура речи и стилистика», носит универсальный характер.

Целью данного учебного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, развитие коммуникативных навыков студентов в разных сферах употребления русского языка, письменной и устной его разновидностях. При этом следует учитывать многоаспектность понятия культуры речи, представляющей собой такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся способствует углублению понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширению общегуманитарного кругозора и развитию личности.

Задачи курса, обеспечивающие достижение его целей, состоят в следующем:

– качественное повышение уровня речевой культуры;

– формирование коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами, соответствующими ситуациям общения;

– совершенствование навыков грамотного письма и говорения;

– развитие умения быстро и точно воспринимать и понимать речь во всех её разновидностях, стилях, жанрах;

– создание связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

– участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;

– расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

– формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Культура речи и стилистика» для факультета дистанционного обучения ОрелГТУ, а также в соответствии с заданиями контрольных работ по указанной дисциплине.

Пособие состоит из трех частей и приложения. Первая часть посвящена теоретическим основам курса. Здесь дается характеристика таких понятий, как «литературный язык», «языковая норма», «разновидности речи», приводится описание основных приемов работы над орфограммами и пунктограммами и др. Во второй части пособия рассматриваются акцентологические, морфологические, синтаксические и лексические нормы современного русского литературного языка, дается характеристика речевых ошибок и путей их исправления. В третьей части приводится материал, дающий представление о жанрово-стилевых и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка, а также образцы деловой документации. В приложении приводятся образцы документов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: