Б.Г. Бобылев
КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА
Рекомендовано Ученым советом ОрелГТУ
В качестве учебного пособия
ОРЕЛ 2003
УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)
ББК 81.411.2-7я7
Б72
Рецензенты:
Зав. каф. иностранных языков ОрелГТУ,
профессор
Ю.Г. Коротких
Зав. каф. методики преподавания
русского языка и литературы ОИУУ,
доктор филологических наук,
профессор
Л.Д. Беднарская
Б72 Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика:
Учебное пособие/Б.Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 132 с.
Пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом рабочей программы курса «Культура речи и стилистика», отражающей региональную специфику и особенности организации учебного процесса в ОрелГТУ.
Содержит необходимые сведения по культуре речи, стилистике, документоведению, орфографии и пунктуации, изложенные в доступной форме, а также образцы деловой документации. Пособие окажет помощь в выполнении контрольных работ по культуре речи и стилистике. Предназначено для студентов дистанционного факультета Орловского государственного технического университета, однако может быть использовано и студентами других факультетов и вузов.
|
|
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».
УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)
ББК 81.411.2-7я7
©Орел ГТУ, 2003
© Бобылев Б.Г., 2003
Содержание
Стр.
Введение........................................................................................................... 4
Часть I. Культура речи как раздел лингвистики
и учебная дисциплина................................................................. 6
1.1. Устная и письменная формы речи......................................................... 8
1.2. Диалог и монолог................................................................................... 13
1.3. Функционально-смысловые типы речи.............................................. 17
1.4. Коммуникативные качества речи......................................................... 19
1.5. Работа над орфограммами.................................................................... 35
1.6. Работа над пунктограммами................................................................. 40
Часть II. Нормы современного
русского литературного языка............................................... 44
2.1. Нормы русского ударения.................................................................... 44
2.2. Морфологические нормы..................................................................... 50
2.3. Синтаксические нормы.......................................................................... 69
2.4. Лексические нормы................................................................................ 76
2.5. Фразеологические нормы...................................................................... 81
Часть III. Стили и жанры современного
русского литературного языка............................................. 82
3.1. Функциональные стили современного82
|
|
русского литературного языка............................................................. 82
3.2. Жанрово-стилистические и языковые
особенности научного функционального стиля............................... 87
3.3. Служебная документация..................................................................... 89
Литература................................................................................................... 120
Приложение А. Образцы служебной документации........................ 122
ВВЕДЕНИЕ
Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение курса «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих специалистов. Особенностью данной дисциплины по сравнению с другими гуманитарными курсами является то, что она обеспечивает развитие изначальных человеческих способностей говорения и понимания, выступающих предпосылками любой интеллектуальной и речевой деятельности. Совершенствование речевых и мыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В силу этого, сфера применения знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе изучения курса «Культура речи и стилистика», носит универсальный характер.
Целью данного учебного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, развитие коммуникативных навыков студентов в разных сферах употребления русского языка, письменной и устной его разновидностях. При этом следует учитывать многоаспектность понятия культуры речи, представляющей собой такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся способствует углублению понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширению общегуманитарного кругозора и развитию личности.
Задачи курса, обеспечивающие достижение его целей, состоят в следующем:
– качественное повышение уровня речевой культуры;
– формирование коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами, соответствующими ситуациям общения;
– совершенствование навыков грамотного письма и говорения;
– развитие умения быстро и точно воспринимать и понимать речь во всех её разновидностях, стилях, жанрах;
– создание связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
– участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
– расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
– формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Культура речи и стилистика» для факультета дистанционного обучения ОрелГТУ, а также в соответствии с заданиями контрольных работ по указанной дисциплине.
|
|
Пособие состоит из трех частей и приложения. Первая часть посвящена теоретическим основам курса. Здесь дается характеристика таких понятий, как «литературный язык», «языковая норма», «разновидности речи», приводится описание основных приемов работы над орфограммами и пунктограммами и др. Во второй части пособия рассматриваются акцентологические, морфологические, синтаксические и лексические нормы современного русского литературного языка, дается характеристика речевых ошибок и путей их исправления. В третьей части приводится материал, дающий представление о жанрово-стилевых и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка, а также образцы деловой документации. В приложении приводятся образцы документов.