Источники по истории первобытного общества

Источники по истории первобытного общества весьма специфичны. Представляя собой, по определению отдельных ученых протоисторию, противопоставляемую цивилизации, эпоха древнейшего прошлого человечества не владела одним из главных достижений цивилизации – письменностью. Поэтому столь древних письменных источников просто нет. Бесписьменные источники, нередко, представлены в весьма далеком от полноты объеме, другие имеют противоречивый характер. К источникам по истории первобытного общества относятся: археологические, антропологические, этнографические, лингвистические, палеозоологические, палеоклиматические и др.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек и др. Они позволяют восстановить направления хозяйственной деятельности, степень овладения технологией производства, условия и образ жизни.

К антропологическим - костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений. Использование их позволяет реконструировать процессы антропогенеза и расогенеза.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ. Возможность реконструкции хозяйства, семейно-брачных отношений, социальные отношения, религиозных представлений и др.

5) Историография первобытной истории. Переворот в науке ХIX – XIXв.

6) Место человека в природе. Отличия человека от животных.

7) Основные теории о происхождении человека.

Практически одновременно с осознанием себя человек стал задумываться и над такими вопросами как «авторство» этого мира, место человека в живой природе и откуда и как появился человек. Вследствие того, что ранее других сформировались религиозные представления, то и ответы на эти вопросы имели религиозную окраску. Но так как была весьма велика зависимость человека от окружающей среды, то господствовали представления о родстве человека с животными и о рождении первого человека от брачного союза земной женщины и звериного предка. С течением времени развитие общества, другие исторические процессы подвергли эту примитивную гипотезу уточнениям, но суть ее осталась практически той же.

1. «Божественная теория» – человек сотворен богами.

В некоторые исторические периоды и в отдельных регионах теория эта имела определенную специфику. Так в Двуречье имели распространены представления о том, что когда богов и старших и младших стало слишком много, было решено создать людей. Чтобы в качестве слуг удовлетворять все их потребности. Бог Энки слепил первого человека из глины. По этому поводу состоялся пир, в ходе которого боги лепили людей, но получались только уродцы. Только после того, как взгляд и разум богов стали светлыми, боги слепили хорошего человека.

В греческой мифологии господствовали представления о том, что первоначально мир был населен богами и человек рожден от богов.

Библейская концепция творения – человек сотворен богом по образу и подобию своему из глины и праха земного.

2. Дарвиновская теория. Человек произошел от обезьяны в процессе эволюции.

Одна из, пожалуй, самых «революционных» теорий о месте человека в природе и истории. Более точно следовало бы говорить о коллективном характере ее авторства (с ней связаны имена Канта и Дидро, Гельвеция и Ламарка, Геккеля и Гексли, а именно Ж.Б. Ламарк был ближе всех к созданию убедительной и последовательной симиальной теории антропогенеза). Хотя труд, с ее изложением принадлежит Ч. Дарвину. В 1871 г. опубликована его книга «Происхождение человека и половой отбор», в которой правда сделана оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Теория имела и имеет как множество последователей, так и множество критиков. Последним принадлежат и карикатурные изображения плачущих обезьян, к которым Дарвин набивался в наследники, и едкие замечания: с какой стороны родство, по линии бабушки или дедушки?

Одна из причин неприятия теории Дарвина чисто психологического свойства, называемая «синдромом Лайеля». Этот ученый-геолог с уважением относился к трудам Дарвина, но говорил, что испытывает непреодолимое отвращение к принятию вывода о родстве человека и обезьяны.

3. «Теория радиоактивного взрыва». Человек появился вследствие изменения природных условий.

Одни ученые считают, что причиной этого изменения стала глобальная катастрофа (взрыв), другие, соотнося места находок ископаемых предков человека, причину видят в вулканической деятельности. Так на востоке Африки расположено большое количество вулканов, пепел которых радиоактивен. В результате многочисленных землетрясений радиоактивные руды вышли на поверхность, образовав естественные урановые котлы (ядерная бомба с замедленным действием). Все это повлияло на наследственность обезьян и человек, говоря словами И.И. Мечникова, «является чем-то вроде обезьяньего «урода», «необыкновенным» дитя человекообразных обезьян, родившимся с гораздо более развитым мозгом и умом, чем у родителей».[i]

4. «Космическая» теория.

Любая теория должна быть доказана. Никаких сколько-нибудь весомых доводов в пользу божественной, радиоактивной и космической теорий нет. Доводом против космического происхождения жизни на земле служит единый генетический код всего живого. Симиальная теория в ХХ в. получила такие доказательства, которые практически невозможно опровергнуть.

Во-первых, это хромосомный набор: 95-99% генных локусов у человека и шимпанзе гомологичны, т.е. сравнимы. Во-вторых, белковый состав организма, в особенности мозга: исследование 44 видов белков человека и шимпанзе показало, что различия минимальны (несколько процентов). В-третьих, наличие абсолютно идентичных групп крови у человека, гориллы и орангутана (весьма успешные опыты Труазье подтвердили безопасность переливания крови от шимпанзе к человеку). В-четвертых, кожные узоры у шимпанзе и горилл сопоставимы с формами, характерными для человека.

Из всех ныне живущих на земле видов приматов к человеку ближе всего именно шимпанзе. Эффект относительно больших различий биологических форм связан с тем, что генетическая информация, отвечающая за внешние морфологические признаки располагается в рагуляторных генах, отличающихся повышенными темпами эволюции. Американский генетик Гудмэн в конце ХХ в. создал новую классификацию отряда приматов, правда еще далекую от того, чтобы быть принятой научной общественностью. «На основе математической обработки генетических данных он пришел к сенсационному результату: шимпанзе следует включить в род Homo, на уровне подрода. Род Homo состоит из двух подродов – Homo (pan) и Homo (homo) («Человек (шимпанзе)» и «Человек (человек)»)».[ii]

8) Антропогенез его движущие силы и их значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: