В лето (1257). Той же зимой приехали численники, и сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников и ушли в Орду; не считали лишь игуменов, чернецов, попов и клирошан, тех, кто смотрит на святую Богородицу и на владыку.
В лето (1258). Той же зимой приехали численники во Владимир и пошли к Новгороду Великому и сними князья Александр, Борис, Андрей; сосчитали и поехали назад во Владимир; Александр же урядился с ними и поехал честью в свою отчину.
В лето (1262). Избавил Бог от лютого гнева басурманского людей Ростовской земли: вложил гнев в сердца христианские, не стерпев насилия поганых, собрали люди вече и выгнали из города Ростова, Суздаля и Ярославля. Те окаянные басурмане давали на откуп дани и этим чинили людям великие беды, порабощая за проценты и многие христианские души разводя в разные стороны. Видев же это человеколюбец Бог, послушал моления Матери и избавил людей своих от великой беды.
В то же лето убили Изосима преступника; был он лишь образом монах, сатанинский сосуд; ибо был пьяница и сквернослов, пустослов кощунствующий, и наконец отказался от Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Приехал тогда от цесаря татарского прислужник именем Кутлубей, злой басурманин, с его помощью окаянный отверженный причинял христианам великую досаду, ругая крест и святые церкви; когда же люди пошли на врагов своих басурманов, изгоняя их и избивая, то и беззаконного Зосиму убили в Ярославле, бросив тело его на съедение псам и воронам.
|
|
Вопросы:
1) Кто такие численники? Почему они не переписывали служителей церкви?
2) Какую позицию занял по отношению к ордынской переписи Александр Невский?
3) Отразилось ли в летописи христианское мировоззрение автора?