Речевое выражение бесструктурного управления людьми

Хороший общий принцип общения с людьми любого типа состоит в том, чтобы отдавать себе отчет в существовании некоторых скрытых интересов или нужд, которые они удовлетворяют, действуя определенным образом. Если вы решили вступить в общение с человеком, то вам следует выявить его скрытые нужды и интересы, а также подумать над тем, как их удовлетворить. Этот подход аналогичен тому, который вы используете при разрешении обычных конфликтов, возникающих ежедневно.

Часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов конф­ликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоци­ями в переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искус­ное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у дру­гого человека намерений, не совпадающих с его актуально су­ществующими желаниями.

Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные при­ёмы:

• ссылка на авторитет;

• выдёргивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

• уход от темы разговора, острых проблем;

• намёки;

• лесть;

• шутки-высмеивания;

• предсказание ужасных последствий;

Это так называемые простые приёмы. Но есть и более сложные приёмы, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним мож­но отнести такие приёмы, как:

• имитация решения проблемы;

• альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»;

• сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задаётся основной вопрос, на который оппонент как бы по инер­ции тоже дает ответ «да»);

• оттягивание решения и др.

Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.

Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Патетическая просьба Вызвать Не брать на себя
«войти в положение» Благосклонность обязательств
  и великодушие  
Создание видимости того, Принудить партнёра Спросить о том,
что позиция оппонента раскрыть больше что именно непонятно
слишком сложна информации,  
и непонятна чем ему нужно  
Изображение из себя Показать что вы – Твердо указать на то,
«делового» партнёра, умудренный что есть много
представление опытом человек, препятствий
существующих проблем которому не пристало для решения проблемы
как несущественных, осложнять  
побочных вопросов жизнь другим  
Поза «благоразумия» Страх показаться Заявить, что
и «серьёзности», глупым, некоторые очень
авторитетные заявления, несерьёзным важные
основанные и неконструктивным аспекты еще не были
на «очевидных»   приняты во внимание
и «конструктивных» идеях    

Вывод: используя имеющееся у партнера такое состояние или стимулируя его по своей воле, коммуникатор может добиться большей действенности своего текста за счет регрессии «Я» партнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: