Философия. 3. Философия. Все эти поиски отражали усложнение социальной и политической жизни, нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими

3. Философия. Все эти поиски отражали усложнение социальной и политической жизни, нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими процессами изменения в общем мировоззрении людей. Если в V—IVвв. до н. э. основой мировоззрения широких слоев гражданского населения небольших грече-

ских полисов было яркое чувство патриотизма, глубокой связи каждого гражданина с его родным городом, признание в качестве высшей ценности гражданского коллектива в целом и подчинение ему частных интересов, то в период эллинизма положение изменилось. В условиях постоянных перемещений больших масс людей по обширным территориям эллинистических держав, дальних путешествий, военных кампаний рвалась связь отдельного человека с его родным городом, и он ощущал себя не столько его гражданином (политес), сколько жителем большой державы (гражданином мира — космополитес). Как следствие этого процесса отходило на задний план и понятие высшей ценности гражданского коллектива как такового. Не столько принадлежность к гражданскому коллективу составляла теперь основу благополучия человека, сколько милости богов, благодеяния монарха, личная инициатива и счастье. Все это подрывало основы коллективизма и рождало чувство индивидуализма, веру прежде всего в собственные силы. С другой стороны, это питало веру в слепую удачу, укрепляло религиозное сознание, создавало благоприятные условия для распространения мистических представлений.

Глубокие изменения в мировоззрении эллинистических людей оказали значительное влияние на состояние философии как мировоззренческой науки об общих законах мира, человека и его мышления. Основным центром эллинистической философии стали Афины, где соперничали несколько влиятельных философских школ. Прежде всего продолжали существовать философские школы учеников великих философов IV в. до н. э. Платона и Аристотеля. Школа учеников Платона получила название Академии. Его ближайшие ученики Ксенократ, Полемон, Кратет (40—30-е годы IV в.— 70-е годы III в. до н. э.) составили так называемую Древнюю Академию, последователи Платона III—II вв. до н. э. (наиболее крупные из ни — Аркесилай и Карнеад) составили Среднюю, или Новую,

ких масс эллинистического общества стала философия киников. Основателем кинической философии был Антисфен (440—366 гг. до н. э.), живший в классическую эпоху, но именно в эпоху эллинизма его философия стала популярной среди городского населения. Одним из самых известных киников был Диоген из Синопы (404—323 гг. до н. э.). Киники были равнодушны к анализу устройства мира, изучению законов мышления. Они сосредоточили усилия на разработке этических проблем и сделали попытку провести в жизнь правила поведения, которые они выработали. Киники, так же как стоики и эпикурейцы, разрабатывали понятие счастья человека и его оптимального поведения в обществе. По мнению киников, богатство, положение в обществе, семейные отношения являются оковами человека и делают его глубоко несчастным. Необходимо отказаться от всего этого, жить сообразно природе, питаясь тем, что окажется под рукой. Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифосах, переходили с сумой за плечами из города в город, проповедуя свое учение случайным слушателям или попутчикам. В сущности, основные положения этической концепции киников были выражением протеста против несправедливого распределения богатства, имущественной и социальной дифференциации, столь характерных для социально-экономической системы эллинизма. Если для властей киники были элементом опасным и подозрительным, то, напротив, для бедного люда эллинистических городов киники были желанными гостями, к проповедям которых внимательно прислушивались.

В целом эллинистическая философия представляла собой новый шаг вперед в развитии философской мысли, она обогатила мировую философию глубокими и оригинальными идеями и заняла почетное место в сокровищнице человеческой цивилизации.

Литература.

4. Литература. Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал

существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере эллинистической эпохи, с другой — продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени. Можно отметить ряд новых моментов в развитии художественной литературы эпохи эллинизма, прежде всего увеличение круга писавших авторов. От эллинистического времени сохранились имена свыше 1100 писателей различных жанров, что намного больше, чем в предшествующую эпоху. Увеличение общей численности авторов — свидетельство возросшей значимости литературы среди широкой массы читателей и роста потребностей читателя в литературных произведениях. Эллинистическая литература, отражая изменившиеся условия и удовлетворяя новым потребностям читателей, развивалась на базе классической литературы. Как и в эпоху классики, огромное влияние на состояние литературы имел театр, театральные представления. Эллинистический город невозможно представить без театра, который обычно вмещал до половины всего городского населения. Театр стал особым, богато украшенным комплексом различных помещений, приобрел известное архитектурное единство. Происходят существенные изменения в самом театральном действии: из него практически исключается хор и ведут его непосредственно актеры, количество которых возрастает. Исключение хора привело к перенесению действия с орхестры на проскений, возвышение перед сценой. Меняется и реквизит актеров: вместо уродливой, закрывающей всю голову маски и короткой комической туники использовали маски, обозначающие реальные человеческие черты, и костюмы, близкие повседневной одежде. Тем самым действие приобрело более реалистический, близкий к жизни характер.

Изменения в театральном действии вызывались новыми вкусами эллинистических зрителей и новыми драматургическими жанрами. В эллинистическое время продолжали ставиться трагедии, поскольку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: