МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятия со студентами
5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке
специалистов для зарубежных стран
по гематологии
Тема: Геморрагические диатезы (гемофилия, тромбоцитопения, геморрагический васкулит, болезнь Рандю-Ослера).
Время: 5 часов
Тема: Геморрагические диатезы (гемофилия, тромбоцитопения, геморрагический васкулит, болезнь Рандю-Ослера).
Введение: Геморрагический диатез - это синдром, основными клиническими признаками которого являются повышенная кровоточивость, склонность к повторным кровотечениям и кровоизлияниям, самопроизвольным или после незначительных травм. Гемофилия- это генетическое заболевание, наследуемое по рецессивному типу, сцепленному с полом.Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) -
наиболее частая нозологическая форма тромобоцитопений у взрослых. Геморрагическая телеангиоэктазия (болезнь Рандю-Ослера)связана с патологией сосудистой стенки, в результате чего образуются гемангиомы.Геморрагический васкулит - заболевание, ведущим звеном патогенеза которого лежит нарушение сосудистого гемостаза.
|
|
Цель: Научить студентов диагностике и принципам лечения геморрагических диатезов, гемофилии, тромбоцитопенической пурпуры, геморрагических васкулитов, геморрагической телеангиоэктазии.
Задачи занятия.
Студент должен знать:
1. Общие признаки, патогенез, типы кровоточивости.
2. Клинические и инструментальные признаки геморрагических диатезов, гемофилии, тромбоцитопенической пурпуры, геморрагических васкулитов, геморрагической телеангиоэктазии.
3. Принципы консервативного лечения геморрагических диатезов, гемофилии, тромбоцитопенической пурпуры, геморрагических васкулитов, геморрагической телеангиоэктазии.
Студент должен уметь:
1. Интерпретировать данные объективного и инструментального обследования больного с заболеванием систем крови и гемостаза.
2. Ставить диагноз заболеваний систем крови и гемостаза.
3. Назначить план обследования больного при подозрении на заболевание систем крови и гемостаза.
4. Проводить консервативную терапию при заболеваниях систем крови и гемостаза, уметь оказать помощь при кровотечениях вследствие геморрагического синдрома.
Требования к исходному уровню знаний и контрольные вопросы
из смежных дисциплин.
· Из курса фармакологии – фармакологию ангиопротекторов, антиагрегантов.
· Из курса пропедевтики внутренних болезней – симптомы и методы обследования при заболеваниях кроветворной системы.
· Из курса нормальной физиологии, патологической физиологии – систему гемостаза, составные компоненты, методы исследования первичного и вторичного гемостаза. Нормальные показатели гемостазиограммы.
|
|
· Из курса нормальной анатомии, гистологии, патологической анатомии – строение органов кроветворения, патологическая анатомия геморрагических диатезов.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Определение, причины развития, классификация геморрагических диатезов.
2. Общие признаки, патогенез, типы кровоточивости.
3. Методы исследования системы гемостаза.
4. Этиология, патогенез, клиника и течение гемофилии.
5. Прогноз, лечение и профилактика при гемофилии.
6. Этиология, патогенез, клиника, диагностические критерии тромбоцитопенической пурпуры.
7. Дифференциальный диагноз тромбоцитопенической пурпуры с симптоматическими тромбоцитопениями. Принципы лечения тромбоцитопенической пурпуры.
8. Клиника, варианты течения, диагностические критерии геморрагических васкулитов.
9. Принципы лечения геморрагических васкулитов.
10. Патогенез, клиника, диагностические критерии, лечение геморрагической телеангиоэктазии.