Защита прав потребителей по российскому законодательству

Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ "О защите прав потребителей" введенный в действие 7 апреля 1992 года. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности. Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи. Одним из важнейших прав потребителя является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.1. Закон в отличие от ГК не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов. Законом РФ от 28 мая 1992 г. "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и "Закона о защите прав потребителей".2. ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие). Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.3. Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции - критерий качества. Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг. Согласно Закону (ст. 23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.

14. Договор поставки товаров: понятие, общая характеристика, форма. В соответствии со ст. 506 ГК РФ, договором поставки признается договор, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки по производству или закупке товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (со ст. 506 ГК РФ). Юридическая квалификация договора: консенсуальный, возмездный, двусторонний. Стороны договора: поставщик (продавец) и покупатель. Источники правового регулирования:§3 гл. 30 ГК РФ — это нормы, имеющие приоритет по отношению к общим положениям договора купли-продажи; наряду с нормами §3.1 гл. 30 ГК РФ, к договору поставки применяются другие законы РФ, а также постановления Правительства РФ, регулирующие отношения по поставкам; существенное значение для договора поставки имеет применение деловых обычаев и деловых обыкновений. Форма договора: письменная. К договору прилагаются: протокол согласования цены, график поставки товаров (декадный, суточный, прочий), отгрузочная разнарядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: