Подрядные работы для гос и муниципальных нужд

Ст 763

Отношения по данному договору регулируются нормами бюджетного кодекса который устанавливает особенности контракта в части оплаты работ. сроков действия контракта, в случае уменьшения бюджетных средств и тд

. БК РФ отсылает к нормам законодательства о размещении заказов признавая эти норм ы специальными.

Важная роль на принадлежит ФФЗ №94 о размещении заказов на поставки товаров.

Всевозможные нужды для обеспечения потребности МО, СУБ РФ

В целях реализации различных целевых программ. именно целевая направленность подряда для публичных нужд обособила его в самостоятельный вид договора подряда

Федеральное бюджетное учреждение может выступать в качестве гос заказчика

Подрядчиком будет ЮЛ или ИП

Порядок заключения контракта регламентируется статьями 527, кнтракт заключается на основе заказа на выполнение работ размещенного гос или мун заказчиком.

Заключение гос мун контракта обязательно, если иное не установлено законом.


30. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.(не лекции)

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд – соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Договор строительного подряда является:
1) консенсуальным – заключение договора происходит с момента достижения сторонами соглашения о его условиях;
2) возмездным;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Государственный контракт может заключаться в отношении двух видов подряда: строительного и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Предмет договора
– результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму, а также проектные работы
Стороны договора – заказчики и исполнители. Заказчиками могут выступать любые физические и юридические лица, имеющие интерес в получении результатов новых исследований и разработок. Исполнителями могут быть все российские юридические и физические лица, имеющие профессиональные возможности для выполнения НИОКР. Творческий характер работы предопределяет то, что для заказчика имеет значение личность исполнителя, а именно его способность решить поставленную задачу.

Форма договора – письменная.

Права и обязанности исполнителя:
а) обязан выполнить договорную работу в соответствии с техническим заданием и передать ее результат заказчику в установленный срок;
б) обязан своими силами и за свой счет устранить недостатки выполненной работы;
в) обязан согласовать с заказчиком использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
г) вправе по истечении месяца со дня, когда результат работы должен быть передан заказчику, при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит на имя заказчика.

Права и обязанности заказчика:
а) обязан принять результат выполненной работы;
б) обязан оплатить работы по установленной цене и в порядке, предусмотренном договором.


31. Понятие и особенности договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Риск состоит в том что исполнитель проводя данную деятельность он на начало заключения договора не до конца уверен что сможет выполнить все условия.

Данный договор регламентирован ст. 769 ГК.

- двустороннее обязывающие договоры

-возмездные

-консенсуальные

- носят фидуциарный характер.

ГК указывает на возможность заключения 1го договора, весь цикл создания научно технической продукций, до создания новых технологий.

Гл 38 называет 2 разных договора: хотя в одном договоре могут быть совмещены оба вида этой деятельности.

По договору выполнения НИР исполнитель обязуется провести само исследование. Предметом этого договора- проведение исследования –исполнителем.

По договору ОКР предметом служит – результат работы и образец нового изделия и конструкторская документация на него. Разработка предполагает, проведение поисковых работ по решению технических задач, в целях получения новых интеллектуальных продуктов.

В подрядных отношениях изготовление означает - создание материального результата – изделия вещи,ремонт и тд.

Исполнитель по договору ОКР должен создать образец изделия, документацию или технологию.

Такого рада деятельность связана с созданием объектов продуктов интеллектуальной собственности.

Опытные образцы, документация, служат способом овеществления, объективирования – т е предания объективно выраженной формы, выполненных прикладных разработок.

Научные отчеты техническая и иная документация служат необходимой формой завершения научных исследований.

Передача результатов исследований Научно – технических разработок заказчику требуют обязательного закрепления на материальном носителе.

Создание или выполнение НИР и ОКР возможно на основе гос контракта(в тч мун контракта)

Ст 763 768 гк

Особенностью данного договора – в нем присутствуют значительный элемент риска.

П. 3 ст 769 ГК предусматривает что риск случайной невозможности исполнения договора на вып НИР и ОКР несет заказчик.

Последствия риска заказчика будут различаться в зависимости от того, идет ли речь о выполнении НИР или ОКР

В 1 случае (нир) заказчик обязан оплатить работу в пределах стоимости работы указанной в договоре. Во 2 случае (окр) то заказчик обязан оплатить все понесенные исполнителем затраты (ст 776 гк)

Стороны договора: исполнитель и заказчик

Исполнитель – физ и юр лицо, обладающие познаниями в той или иной области знаний.

Заказчик - любые лица.

Порядок заключения договора НИР и ОКР типична 2стадийная процедура их заключения. Первоначально стороны согласовывают техническое задание и программу работ включая календарный план работ.

Техническое задание как правило готовит заказчик. В нем определяют экологические экономические технические и иные нормативы что он посчитает нужным включить. В этом задании предусматриваются технические требования, условия проведения экспериментов.

Исходя из технического задания исполнитель составляет программу работ после согласования обоих документов заключается договор. и техническая программа и задание являются приложением к договору.

Исполнитель обязан выполнить работы в строгом соответствии с требованиями содержащимися в техническом задании и программе. Полученные нацчно – технические результаты исполнитель обязан передать заказчику предусмотренный договором срок.

Приминительно к созданным научно – техническим разработкам может возникать исключительное право (интеллектуальная собственность) гр. Или ЮЛ

По договору на выполнении НИР исполнитель обязан выполнить работу лично. Он не вправе по своему усмотрению без согласия с заказчиком передать исследование отдельных тем иным организациям. Возможность привлечения к работе субисполнителя дБ заранее предусмотрена договором либо на это требуется заранее согласие заказчика в каждом конкретном случае, когда в процессе работ возникает такая необходимость.

По договору на выполнение ОКР презюмируется –предоставление права самостоятельно решать вопрос о привлечении иных организаций субисполнителей. По условию договора можно так же включить условие выполнения работы лично.

Во многих технических областях существует бОльшая специализация, это ведет к необходимости участия

В сложных научно- технических разработках Комплекса специализированных организаций без привлечения невозможно надлежащим образом разрешение поставленных задач.

Исполнитель в этом случае принимает на себя обязанности аналогичные обязанностям генподрядчика по договору подряда. Ст 706 гк

Заказчик Обязан:

-Передавать в процессе проведения работ информацию необходимую исполнителю за надлежащего выполнения работы и своевременной корректировки отдельных ее этапов.

-Принять выполненные работы после их полного завершения или в ином предусмотренном порядке

Сдача приемка работ оформляется двусторонним актом подпис. обеими сторонами. Оценка созданных результатов осуществляется на основании требований предусмотренных в техническом задании. В случае отказа заказчика в принятии работ, в следствии обнаружения дефектов, отступления от нормативов в акте фиксируется перечень необходимых доработок и срок их выполнения. Если допущены дефекты имеет вина исполнителя, он должен за свой счет устранить их. Принятые работы заказчик обязан уплатить в предусмотренном договором порядке.

В соотв с п 1 ст 772 ГК стороны в договорах НИР ОКР «имеют право использовать результаты работ в тч способных к правовой охране в пределах и на условиях предусмотренных в трудовом договоре.»

Результаты научно технической деятельности в силу их не материального результата мб применены в хоз. сфере одновременно заказчиком исполнителем и 3л.

Если стороны не определили эти условия в договоре то в соотв с п 2 ст772

ГК заказчик имеет право использовать переданные ему результаты работ исполнителем, в тч способные к правовой охране, а исполнитель в праве использовать полученные им результаты работ для собственной деятельности.

Ответственность сторон:

Исполнитель работ отвечает перед заказчиком если он виновен в нарушении принятых им на себя доказательства. Для освобождения от ответственности он должен предоставить доказательства свидетельствующие о том что им были приняты все необходимые меры для выполнения работ.

Но если даже исполнитель причинил убытки: исполнитель обязан возместить убытки причиненные им заказчику в пределах стоимости работ в которых выявлены недостатки.

взыскание упущенной выгоды дБ прямо предусмотрено в договоре.

общие нормы ГК б ответственности должника при просрочке исполнения договорного обязательства применяются к договором НИР и ОКр.

Заказчик в праве отказаться от принятия работ и потребовать возмещения убытков.

В практике заключения таких договоров не редко применяется неустойка как способ обеспечения исполнения договора

32, с 34 ПО 37 вопрос не лекции

32. Понятие и содержание обязательств по возмездному оказанию услуг.(не нашел)

33. Понятие, значение и правовое регулирование транспортных обязательств.

Транспортные обязательства

· Понятие транспортного права источники правового регулирования обязательств.

В теории цивилистики в настоящее время выделяют самостоятельную комплексную отрасль права.

Предметом ТП – ОО между транспортными организациями и их клиентами а так же отношения возникающие между самими перевозчиками в связи с оказанием услуг объектов в пространстве по средствам

Источники:

· Конституция. в соотв с 71ст транспортные обязательства относятся к ведению РФ

· ГК гл. 40, 41. Определяют лишь важнейшие условия договоров и содержат отсылки к спец актам транспортного законодательства. Кот вкл систему законод актов о перевозках на отд видах транспорта и прежде всего транспортные уставы и кодексы.

- таможенный кодекс таможенного союза.

- о таможенном регулировании в РФ.

- устав железнодорожного транспорта РФ 2003

- устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007

-воздушный кодекс 97

-кодекс торгового мореплавания 99

-кодекс внутренного водного плавания 2001

-фзакон о транспортной безопасности 2007

- фз о железнодорожном транспорте 2003

- о транспортно – экспедиционной деятельности 2003

- постановлением правительства от 14 февраля 2009 г утв правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным.

Все уставы и кодексы должны иметь статус ФЗ

Правила перевозок утверждаются транспорными министерствами на основании и в развитиии соответствующих уставов и кодексов в подробно определяют порядок выполнения транспортным операций.

Правила перевоза грузов издаются в виде сборников которые именуются тарифными руководствами.


34. Договор перевозки грузов: предмет, стороны и содержание.

В договоре перевозки грузов принимают участие транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, предоставляющий груз для перевозки и оплачивающий провозную плату - ст.785 ГКРФ. Как правило, грузоотправитель передает груз в транспортную организацию, указывая грузополучателя – участника транспортного процесса, с которым он связан договорным обязательством и которому должен выдать груз в пункте назначения.

Исходя из выше сказанного, договор грузоперевозки можно охарактеризовать как договор, по которому:
- одна сторона, перевозчик обязуется доставить переданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу – грузополучателю.
- вторая сторона, отправитель груза обязуется произвести оплату за перевозку.

Из данного определения делается вывод, что договор перевозки груза является возмездным и взаимным. Договор возмездный, так как перевозчик получает вознаграждение за перевозку, и взаимный потому, что перевозчик обязуется перевезти груз и имеет право на оплату услуги перевозки, а грузоотправитель обязуется произвести оплату провозного тарифа и имеет право на перевозку груза, переданного перевозчику. Договор перевозки груза считается заключенным с момента приёма груза перевозчиком и поэтому относится к перечню реальных договоров.
Однако в отдельных случаях договор перевозки груза может стать консенсуальным. Он считается консенсуальным, если перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза. Например, договор перевозки на морском транспорте, именуемый чартером или договором фрахтования, является консенсуальным. Более того, договор перевозки имеет публичный характер. Для признания договора перевозки груза публичным, необходимо согласно ст.789 ГКРФ соблюдение некоторых условий. Например, перевозка грузов транспортом общего пользования. Таковой признается перевозка, которая осуществляется коммерческой организацией, если из выданного этой организации разрешения или лицензии вытекает, что она должна осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридического или физического лица. Второе важное условие: должен быть обязательно опубликован в установленном порядке перечень организаций, которые обязаны осуществлять перевозки грузов транспортом общего пользования.
При публичной форме, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу в ущерб другому при заключении договора. Цена услуг, работ, при перевозке грузов коммерческой организацией, устанавливается одинаковой для всех грузоотправителей, кроме случаев, когда законом или другим правовым актом допускается предоставление льгот тем или иным категориям потребителей услуги. В таком случае, отказ от заключения договора перевозки груза, согласно ст.426 ГКРФ, не допускается.

В зависимости от вида транспорта, перевозки подразделяются на:
• Железнодорожные
• Морские
• Речные
• Воздушные
• автомобильные

Отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются транспортным правом, которое применяется к каждому виду перевозки.
Перевозки различают на осуществляемые в:
• местном
• прямом
• прямом смешанном сообщениях.
Местные перевозки - осуществляются в пределах одной железной дороги, пароходства или в пределах одного транспортного предприятия.
Прямые перевозки, это когда по одному документу в перевозке участвует несколько предприятий, но одного вида транспорта. Например, прямой будет признана перевозка по железной дороге по одной накладной из Иркутска в Москву, так как в перевозке груза принимают участие несколько предприятий железнодорожного транспорта: Иркутской, Свердловской, Московской железных дорог.
Прямой смешанной перевозкой признается перевозка, когда по одному документу груз перевозится разными предприятиями различных видов транспорта. Примером прямой смешанной перевозки может служить перевозка груза из Москвы в Астрахань по железной дороге, а дальше морским транспортом до порта на Каспийском море.
Доставку груза от станции назначения до конечного грузополучателя на автомобильном транспорте не принято брать во внимание при определении типа перевозки. Такие перевозки как правило осуществляются по другим документам.

При перевозке грузов существует два важных понятия: "перевозка грузов" и "транспортировка грузов".
В законодательстве РФ и ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ применяются понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов". Например, в ст.15 ФЗ РФ от 21 июня 1997г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" говорится о грузах, которые "хранятся и транспортируются", а в законе от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ "Об оружии" в ст.1 среди понятий применяются: "перевозка" и "транспортирование" оружия. Статья 25-я этого Закона называется "Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия", то есть законодатель имеет ввиду, что перевозка и транспортирование оружия означают разные формы его перемещения.
Применяемые в законодательстве понятия транспортирование и перевозка грузов не идентичны и означают разные формы перемещения грузов. Хотя создаётся впечатление, что эти понятия схожи, ведь и перевозка, и транспортирование подразумевают перемещение грузов из одной точки в другую. Но это не правильно. Не всякое перемещение с помощью транспортных средств можно назвать перевозкой груза. Например, технологическое транспортирование грузов собственным транспортом какого-либо юридического лица. Перевозка со склада в цех сырья, а готовой продукции на склад - не порождает обязательств перевозки грузов. При транспортировании оружия тоже нет обязательств по перевозке и не только внутри производственного предприятия, но и за его пределами. Таким образом, разница между транспортированием грузов и их перевозкой главным образом состоит в том, предусматривает ли перемещение груза заключение договора перевозки на возмездных условиях. Транспортировка груза может осуществляться собственным транспортом без заключения договора и оплаты за услуги.
Перевозкой считается перемещение грузов, при котором обязательно (согласно главе 40 ГК РФ) заключается договор перевозки груза и соблюдаются все правила, установленные для данного вида транспорта.
Заключение договора перевозки с коммерческим перевозчиком – важный этап. Если вы сомневаетесь в правомочности перевозчика или в легальности текста договора, советуем обратиться к Гражданскому Кодексу, где договор перевозки выделен в отдельную главу. Не забывайте и о том, что материальная ответственность перевозчика так же зависит от договора.
При этом необходимо понимать разницу между договором перевозки груза и договором транспортно-экспедиционного обслуживания, при котором договора перевозки вы доверяете заключать в ваших интересах экспедиционной компании. Часто клиент самостоятельно не может заключить договор перевозки из-за невозможности выполнить его условия. Например, если договор подразумевает наличие счета ТехПД или предоплаченных заявок на месячный грузооборот.


35. Договор перевозки пассажиров и багажа: понятие, виды.

Договор перевозки пассажира – это соглашение сторон, по которому одна сторона перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз.

Договор перевозки пассажира консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Договор перевозки багажа реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий.

Стороны этих договоров — пассажир и перевозчик. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера.

Пассажир имеет право:

— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях. Возраст детей, которые могут быть перевезены вместе с пассажиром бесплатно или на иных льготных условиях, устанавливается транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном, морском транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно без предоставления отдельного места одного ребенка до 5 лет. В соответствии с ВК пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места, других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 106 ВК). На железнодорожном транспорте возраст детей, оплата перевозки которых осуществляется на льготных условиях, варьируется от 5 до 10 лет;

— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В настоящее время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к перевозке вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных бытовых нужд на железнодорожном транспорте утверждает Правительство РФ.

Билет и багажная накладная не являются письменной формой договоров перевозки соответственно пассажира и багажа, их назначение состоит в удостоверении факта заключения этих договоров.

За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления пассажира или опоздание доставки его в пункт назначения ответственность перевозчика выражается в обязанности уплатить неустойку в форме штрафа. Его размер устанавливается законодательством. Перевозчика освобождает от ответственности задержка или опоздание перевозки вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств и их причинной связи с задержкой или опозданием лежит на перевозчике.

Если задержка отправления повлекла отказ пассажира от перевозки, ему, независимо от взыскания штрафа и наличия оснований ответственности перевозчика, должна быть возвращена провозная плата.


36. Регулирование вопросов ответственности по договорам перевозки. Порядок предъявления претензий и исков по договорам перевозки.(не нашел)
37. Договор транспортной экспедиции: понятие, стороны и содержание договора.

При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной (от лат. expeditio – отправление). Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат. Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о возмездном оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. В то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.

Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой – перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются клиент – сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор – сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК).

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная (ст. 802 ГК). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон.

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают следующие операции: а) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором; б) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; в) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте, г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК). При этом экспедитор может выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения с клиентом распространяются правила о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.

Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и дополнительные. К основным обязанностям клиента относятся: а) передача грузов для осуществления экспедирования; б) получение грузов у экспедитора; в) уплата предусмотренного договором вознаграждения; г) возмещение при исполнении договора понесенных экспедитором расходов. Особо выделяется так называемая информационная обязанность клиента (ст. 804 ГК). Клиент должен предоставить экспедитору документы и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором. Соответственно экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а также запросить у последнего необходимые дополнительные данные. Отказ в предоставлении необходимой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей до момента ее получения. Содержание дополнительных обязанностей зависит от особенностей каждого договора (организовать посменную работу на своих складах, обеспечить специализированный внутрипроизводственный транспорт и пр.).

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения. Любая из сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: