Вопрос 37. Характер, особенности и тенденции государственно-конфессиональных отношений в республике Беларусь

Под " конфессиональной политикой" понимается:

• во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном поло­жении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

• во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граж­дан на исповедание любой религии или неисповедание никакой;

• в третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере власт­ными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государ­ства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основ­ными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уро­вень развития демократических институтов, так и динамика этого процес­са определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.

Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных орга­низаций характерна для большинства развитых стран. Социальные цен­ности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной прак­тики, включены в идеологические основы социальной политики. Дей­ствует религиозный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс общественной толерантности, а, с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организа­ций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государ­ства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.

Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требу­ет от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.

Эти и другие обстоятельства выдвигают перед органами власти за­дачу выработки и последовательного проведения в жизнь новой моде­ли политики по отношению к религии и ее институтам.

Такая модель включает три элемента:

а) теоретико-идеологическое обоснование;

б) юридический базис;

в) специальные органы, предназна­ченные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями.

Эта модель дает наиболее полное пред­ставление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий.

Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими - при различном соци­альном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) закрепила основополагающие государственные идеи, принципы социально-политического строя современной Беларуси. В Основном законе нашли свое воплощение известные постулаты иде­ологии: идея народного суверенитета, концепция прав человека, докт­рина правового социального государства, теория разделения властей, принцип политического и идеологического плюрализма и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: