Цель эстетического воспитания — формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравственно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.
Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, — это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования и образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Основным положением теории эстетического воспитания является утверждение о ведущей роли организованного педагогическо
Глава 5. Воспитание как процесс интериориэации социокультурньж ценностей 109
го воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.
Средствами решения задач эстетического воспитания прежде всего являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация самостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.
|
|
Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное искусство).
Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влияет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку главная цель изучения литературы в школе — идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведения отечественной и мировой классики, нравственная направленность которых помогает решать задачу гуманистического воспитания.
Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений для занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в произведении мыслей и чувств.
Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, элементами теории и истории искусства, способствует формированию навыков творческого самовыражения. Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. Наряду с художест-
|
|
ПО Часть!, Педагогика
венным словом наглядные образы позволяют лучше развивать умение видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.
В процессе изучения предметов художественного цикла создаются условия и для творческого самовыражения, что не только способствует развитию личности и ее социализации, но и позволяет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.
Чтобы учащиеся могли более полно удовлетворить свои индивидуальные потребности и интересы, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, театральные студии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.
На эффективность педагогической деятельности, направленной на эстетическое развитие воспитанников, положительно влияет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспитательное значение: оформление помещений, опрятность в одежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстниками, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлекать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно относиться к результатам созидательной деятельности.
К основным критериям эстетической воспитанности можно отнести: художественный вкус, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и способность к художественно-эстетическому творчеству.
Физическое воспитание
Цель физического воспитания — это не только укрепление здоровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.
Основные задачи физического воспитания.
1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Эта задача направлена на морфологическое и функциональное совершенствование организма,
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризапии социокультурньж ценностей 111
на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.
2. Развитие основных двигательных качеств. Способность че
ловека к разносторонней двигательной деятельности обеспечива
ется развитием таких физических качеств, как сила, выносливость,
ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего,
доступного для каждого возраста уровня развития физических ка
честв в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстро
ту, в средних — наряду с ловкостью и быстротой частично общую
выносливость и только в старших классах — ловкость, быстроту,
силу и специальную выносливость. В процессе такого развития де
тей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем са
мым воспитывают у них не только физические, но и моральные ка
чества личности.
3. Формирование основных двигательных умений и навыков.
Это дает человеку возможность управлять своими действиями в
разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в
процессе выполнения определенных движений. Среди них есть ес
тественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание
и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встре
чаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значе
ние (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и др.).
|
|
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в система
тических занятиях физической культурой. В основе здорового об
раза жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к
физическому самосовершенствованию. Она является результатом
регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражне
ниями при положительном и активном отношении к ним самих
учащихся. Как известно, ребенку свойственна интенсивная двига
тельная активность. В интересах физического воспитания необхо
димо организовывать детскую подвижность в правильных формах.
Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических
упражнений, постепенно переходят в привычку систематически за
ниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность,
сохраняющуюся долгие годы.
5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гиги
ены и медицины, физической культуры и спорта (представление о ре
жиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и
112 Часть I. 1 К'дагогика
спорта для укрепления здоровья и поддержания работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме, природных факторах закаливания и т.п.).
Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся I—XI классов общеобразовательной школы1.
Первая часть программы — физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на переменах и в группах продленного дня).
Вторая часть программы — уроки физической культуры, где происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся на основе их возрастных психофизиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств, обращается внимание педагогов на необходимость индивидуального подхода.
|
|
Третья часть программы — внеклассные формы занятий физической культурой и спортом (группы общей физической подготовки, кружки, спортивные секции).
Четвертая часть программы — общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья, спортивные состязания).
К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательных качеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и систематических занятиях физической культурой; четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту человеческого тела и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Что составляет систему правового воспитания школьников?
2. Почему каждое педагогическое мероприятие должно содержать задачи, от
носящиеся к разным сторонам воспитания (нравственного, трудового, эсте
тического и др.)?
1 См.: Комплексная программа физического воспитания I—XI классов общеобразовательной школы. М., 1985.
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризацим социокультурньж ценностей 113
3. Как в процессе изучения школьных дисциплин решаются воспитательные за
дачи? Приведите примеры.
4. Сравните понятия «воспитание» и «социализация».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Механизмы превращения знаний во взгляды и убеждения личности.
2. Воспитательная функция религии.
3. Гуманистическая концепция воспитания как методологическое основание
педагогики сотрудничества.
4. Эффективность и проблемы применения методов поощрения и наказания
на разных возрастных этапах.
ЛИТЕРАТУРА
1.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И А Капрова и О.С. Богдано
вой. М., 1975.
2. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М., 1988.
3. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994.
4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
5. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
7. Сухомлижкий В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
8. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр.
соч. М.; Л., 1948. Т. 2.
9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
10. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
П. Щуркова Н.И. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.