Эстетическое воспитание

Цель эстетического воспитания — формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравственно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, — это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического вос­приятия, чувствования и образного мышления, а также формиро­вание духовных потребностей.

Основным положением теории эстетического воспитания явля­ется утверждение о ведущей роли организованного педагогическо


Глава 5. Воспитание как процесс интериориэации социокультурньж ценностей 109

го воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении.

Средствами решения задач эстетического воспитания прежде всего являются произведения искусства и специфический анализ их интеллектуально-эмоционального восприятия; организация са­мостоятельной творческой деятельности детей; окружающая среда (природный и предметный мир, бытовая культура), эстетика всей детской жизни.

Особое место среди учебных дисциплин занимают предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное ис­кусство).

Литература как учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, литературоведение и навыки литературно-творческой деятельности. Восприятие и постижение художественного литературного произведения влия­ет на духовный мир человека, формирование его потребностей и мотивов поведения, способствует развитию интеллектуальных и эмоциональных процессов, расширяет кругозор. Поскольку глав­ная цель изучения литературы в школе — идейно-нравственное и эстетическое воспитание детей, приобщение их к культурным традициям, то очень важно, какие литературные произведения входят в круг детского чтения. Учебные программы по литературе включают в первую очередь высокохудожественные произведе­ния отечественной и мировой классики, нравственная направлен­ность которых помогает решать задачу гуманистического воспи­тания.

Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечи­вает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведе­ний, истории и теории музыки, приобретение простейших навыков исполнительства. К принципам отбора музыкальных произведений для занятий с учащимися относятся: народность, художественность, жанровое разнообразие, доступность для детей выраженных в про­изведении мыслей и чувств.

Изобразительное искусство как комплексный учебный предмет знакомит школьников с художественными произведениями, эле­ментами теории и истории искусства, способствует формирова­нию навыков творческого самовыражения. Изобразительная дея­тельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. Наряду с художест-


ПО Часть!, Педагогика

венным словом наглядные образы позволяют лучше развивать уме­ние видеть, наблюдать, анализировать эстетические явления.

В процессе изучения предметов художественного цикла созда­ются условия и для творческого самовыражения, что не только способствует развитию личности и ее социализации, но и позволя­ет формировать умение подходить с художественно-творческой меркой к любому делу.

Чтобы учащиеся могли более полно удовлетворить свои инди­видуальные потребности и интересы, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены факульта­тивные занятия, кружки, студии по музыке, литературе, театру и изобразительному искусству. Кроме того, существует система до­полнительного образования (музыкальные и художественные шко­лы, театральные студии и др.), где в большем объеме решаются основные задачи эстетического воспитания.

На эффективность педагогической деятельности, направлен­ной на эстетическое развитие воспитанников, положительно влия­ет эстетика всей детской жизни. Для ребенка все имеет воспита­тельное значение: оформление помещений, опрятность в одежде, форма личных отношений и общения со взрослыми и сверстника­ми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовле­кать ребенка в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Личный вклад ребенка в созидание окружающего заставляет его более внимательно и бережно отно­ситься к результатам созидательной деятельности.

К основным критериям эстетической воспитанности можно от­нести: художественный вкус, способность к глубокому пережива­нию эстетических чувств, наличие эстетических суждений и спо­собность к художественно-эстетическому творчеству.

Физическое воспитание

Цель физического воспитания — это не только укрепление здо­ровья детей, но и в тесном единстве с умственным, трудовым, эмо­ционально-нравственным, эстетическим воспитанием создание гармоничной личности.

Основные задачи физического воспитания.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Эта задача направлена на мор­фологическое и функциональное совершенствование организма,


Глава 5. Воспитание как процесс интериоризапии социокультурньж ценностей 111

на закрепление его устойчивости против неблагоприятных усло­вий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здо­ровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность че­
ловека к разносторонней двигательной деятельности обеспечива­
ется развитием таких физических качеств, как сила, выносливость,
ловкость, быстрота. Специалисты считают, что на фоне общего,
доступного для каждого возраста уровня развития физических ка­
честв в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстро­
ту, в средних — наряду с ловкостью и быстротой частично общую
выносливость и только в старших классах — ловкость, быстроту,
силу и специальную выносливость. В процессе такого развития де­
тей учат преодолевать неуверенность, страх, усталость и тем са­
мым воспитывают у них не только физические, но и моральные ка­
чества личности.

3. Формирование основных двигательных умений и навыков.
Это дает человеку возможность управлять своими действиями в
разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в
процессе выполнения определенных движений. Среди них есть ес­
тественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание
и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встре­
чаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значе­
ние (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и др.).

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в система­
тических занятиях физической культурой. В основе здорового об­
раза жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к
физическому самосовершенствованию. Она является результатом
регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражне­
ниями при положительном и активном отношении к ним самих
учащихся. Как известно, ребенку свойственна интенсивная двига­
тельная активность. В интересах физического воспитания необхо­
димо организовывать детскую подвижность в правильных формах.
Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических
упражнений, постепенно переходят в привычку систематически за­
ниматься ими, а затем превращаются в устойчивую потребность,
сохраняющуюся долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гиги­
ены и медицины, физической культуры и спорта (представление о ре­
жиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и


112 Часть I. 1 К'дагогика

спорта для укрепления здоровья и поддержания работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме, природных факторах закаливания и т.п.).

Содержание физического воспитания школьников определяет­ся комплексной программой для учащихся I—XI классов общеобра­зовательной школы1.

Первая часть программы — физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся в режиме учебного дня (гимна­стика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уро­ков, физкультурные упражнения и подвижные игры на переменах и в группах продленного дня).

Вторая часть программы — уроки физической культуры, где происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разра­ботаны требования к учащимся на основе их возрастных психофи­зиологических возможностей, учебные нормативы по усвоению на­выков, развитию двигательных качеств, обращается внимание пе­дагогов на необходимость индивидуального подхода.

Третья часть программы — внеклассные формы занятий фи­зической культурой и спортом (группы общей физической подго­товки, кружки, спортивные секции).

Четвертая часть программы — общешкольные физкультур­но-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здо­ровья, спортивные состязания).

К основным критериям физической воспитанности относят: развитие двигательных качеств, умений и навыков, выносливость, ловкость; потребность в соблюдении личной гигиены и системати­ческих занятиях физической культурой; четкость в организации труда и отдыха; способность эстетически воспринимать красоту че­ловеческого тела и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что составляет систему правового воспитания школьников?

2. Почему каждое педагогическое мероприятие должно содержать задачи, от­
носящиеся к разным сторонам воспитания (нравственного, трудового, эсте­
тического и др.)?

1 См.: Комплексная программа физического воспитания I—XI классов общеоб­разовательной школы. М., 1985.


Глава 5. Воспитание как процесс интериоризацим социокультурньж ценностей 113

3. Как в процессе изучения школьных дисциплин решаются воспитательные за­
дачи? Приведите примеры.

4. Сравните понятия «воспитание» и «социализация».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Механизмы превращения знаний во взгляды и убеждения личности.

2. Воспитательная функция религии.

3. Гуманистическая концепция воспитания как методологическое основание
педагогики сотрудничества.

4. Эффективность и проблемы применения методов поощрения и наказания
на разных возрастных этапах.

ЛИТЕРАТУРА

1.Азбука нравственного воспитания / Под ред. И А Капрова и О.С. Богдано­
вой. М., 1975.

2. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М., 1988.

3. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994.

4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

5. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

7. Сухомлижкий В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.

8. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр.
соч. М.; Л., 1948. Т. 2.

9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

10. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

П. Щуркова Н.И. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: