Глава 6. Общие положения дидактики 6.1. Цели, задачи, функции и принципы обучения

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отноше­ний появилось давно, когда люди стали осознавать ценность зна­ния, важность преемственности в его трансляции и передаче следу­ющим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего по­знания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посред­ством организации усвоения обучающимися научных знаний и спо­собов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и за­дачи обучения.

Основная цель обучения — поддержание общественного про­гресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-куль­турного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего по­знания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образователь­ной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении систе­мы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формированииу обучаю­щихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формирова­нии мотивов учебной деятельности, которые во многом определя­ют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной


Глава 6. Общие положения дидактики 115

психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-воле­вой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осоз­нанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практи­ки формировались принципы обучения, которые служили ориен­тирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основ­ным принципам обучения можно отнести:

принципразвивающегоивоспитывающегохарактераобучения,ко- торый направлен на всестороннее развитие личности и индивиду­альности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

•принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и обще­ственной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакоми­ло учащихся с объективными научными теориями, законами, факта­ми, отражало бы современное состояние наук;

принципсистематичностиипоследовательностивовпалетшзна- ниями придает системный характер учебной деятельности, теорети­ческим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логиче­ского построения как содержания, так и процесса обучения;

принцип сознательности, творческой активности и самостоя­тельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необхо­димость формирования познавательной мотивации и навыков кол­лективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя­тию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрак­тному, словесно-логическому;

принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;


116 Часть /. Педагогика

4 принцип прочности требует не только долговременного запо­минания знаний, но и ихинтериоризацию, формирование позитив­ного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возни­кают при систематическом повторении структурированного учеб­ного материала и его проверки;

принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обуче­
ния стимулировал учеников использовать полученные знания в ре­
шении практических задач;

принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль­
ных форм
и способов учебной работы предполагает использование
самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной
работы.

Все перечисленные принципы следует рассматривать как еди­ную систему, которая позволяет педагогу сделать научно обосно­ванный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства ор­ганизации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обуче­ния, называется дидактикой. Одним из актуальных для современ­ной дидактики является вопрос о соотношении обучения и разви­тия. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.

1.Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-
фка, У. Джеймс).

2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться
к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности — обучение их
реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью про­
ходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается
ребенок или нет»).

3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и
вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).
Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности,
Л.С. Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка:
уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно вы­
полнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать само­
стоятельно).

Рассмотрим подробнее основные теории обучения.


Глава 6. Общие положения дидактики 117


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: