Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.
Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и задачи обучения.
Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.
Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
Воспитательная функция реализуется в формированииу обучающихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной
Глава 6. Общие положения дидактики 115
психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.
Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.
На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основным принципам обучения можно отнести:
принципразвивающегоивоспитывающегохарактераобучения,ко- торый направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;
•принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;
принципсистематичностиипоследовательностивовпалетшзна- ниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
•принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;
•принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;
116 Часть /. Педагогика
4 принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и ихинтериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;
• принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обуче
ния стимулировал учеников использовать полученные знания в ре
шении практических задач;
• принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль
ных форм и способов учебной работы предполагает использование
самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной
работы.
Все перечисленные принципы следует рассматривать как единую систему, которая позволяет педагогу сделать научно обоснованный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.
Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения, называется дидактикой. Одним из актуальных для современной дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.
1.Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-
фка, У. Джеймс).
2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться
к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности — обучение их
реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью про
ходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается
ребенок или нет»).
3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и
вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).
Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности,
Л.С. Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка:
уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно вы
полнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать само
стоятельно).
Рассмотрим подробнее основные теории обучения.
Глава 6. Общие положения дидактики 117