Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия

Большое значение для понимания законов функционирования психики имеют достижения физиологов, изучавших работу орга­нов чувств и нервной системы.

16-4455


242 Часть II. Психология

Первые исследования по психофизиологии восприятия были начаты еще в XI в. арабским ученым Ибн аль-Хайсамом, который открыл, что в процессе зрительного восприятия к прямым оптиче­ским эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополни­тельные психические акты, благодаря которым возникает восприя­тие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д. Важным было доказанное ученым положение о том, что для полно­ценного восприятия объектов необходимо движение глаз — пере­мещение зрительных осей. Благодаря этому организм автоматиче­ски производит операции, которые представляют своего рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их отдален­ности от человека, их соотношении между собой.

Новый этап в исследовании физиологии органов чувств связан с именем И. Мюллера, изучавшего специфические особенности различных видов восприятия — зрительного, слухового, тактильно­го и т.д. Показав, что каким бы раздражителем ни воздействовать на зрительный нерв (в том числе электрическим током), он не по­рождает никакого ощущения, кроме зрительного, Мюллер подчер­кивал, что в отличие от светового луча другие раздражители хотя и дают субъективные ощущения предметов, но не сопоставимы по своей отчетливости, полноте, расчлененности со зрительным об­разом. Таким образом, при всей специфичности органов чувств в процессе восприятия внешнего мира происходит разграничение между раздражителями гомогенными (подобными) по своей при­роде раздражаемому органу и несоответствующими этой природе.

Исследования Я. Пуркине помогли понять, каким образом по­является подобная дифференциация сигналов. Он утверждал, что в процессе эволюции важнейшая роль принадлежит жизненному опыту, который хранит результаты ощущений и их анализа. Благо­даря различным действиям с предметами ощущения приобретают разнообразие и объективированность (отнесенность во вне).

Физиологические исследования органов чувств дали возможность изучить многие иллюзии. Например Пуркине были открыты «фигу­ры Пуркине» (видение теней кровеносных сосудов сетчатки), «обра­зы Пуркине» (отражения от роговицы и поверхности хрусталика), «феномены Пуркине» (изменение светло-синего и красного цветов при сумеречном зрении). Им также был впервые поставлен вопрос о связи ощущения и мышления, решением которого занимались мно­гие ученые, в том числе и современная когнитивная психология.


Глава 3. Психика и организм 243

Частично идея о влиянии мышления на работу органов чувств была исследована в трудах известного немецкого физиолога Г. Гель-мгольца, прежде всего в экспериментах по изучению формирования пространственного образа вещей. Он показал, что пространствен­ные координаты определяют диспозицию предметов, их объем­ность и др. Движения же глазных мышц помогают правильному вос­приятию образа, несмотря на изменение его положения на сетчатке глаза (например, при наклоне головы). Эти движения, полагал Гельмгольц, подчинены определенным правилам, которые, по суще­ству, являются правилами логики, своего рода умозаключениями, но бессознательными. Благодаря движениям мышц, изменению их кон­фигураций и напряжений, неосознанно определяется истинное по­ложение объекта во внешнем пространстве. Таким образом, сущест­вует тесная связь чувственных, мышечных и умственных факторов при построении человеком картины мира.

Значение этой связи было доказано и в работах анатома и фи­зиолога Э.Г. Вебера, открывшего эффект температурной адапта­ции и выделившего различные виды кожных ощущений (ощуще­ние давления или прикосновения, температурные ощущения, ощу­щения локализации). Однако наибольшее значение имели проведенные Вебером в 1830-х гг. исследования соотношения ощу­щений и внешних воздействий, которые их вызывают.

Эти работы показали, что для восприятия отличий в двух ощу­щениях новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Эта величина представляет собой постоян­ную пропорцию от исходного раздражителя. Данное положение было отражено им в следующей формуле: л/ / ' 1= ' где г_исх°Д~ ный раздражитель, */- отличие нового раздражителя о/исходно-

го, К— константа, зависящая от типа рецептора.

Эти работы Вебера были продолжены Г.Т. Фехнером. Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызы­вающих их раздражителей. Так, звон колокола в дополнение к уже звучащему другому колоколу производил иное впечатление, чем его присоединение к десяти звучащим колоколам.

Изучение того, как изменяются в этих условиях ощущения раз­личных модальностей, помогло ему открыть «пороги ощущений», т.е. величину раздражителя, возникающего либо же меняющего ощущение. Величина раздражителя, при котором возникает еле за-

16*


244 Часть 11. 11< нхологня

метное ощущение, получила название «абсолютный порог». В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя со­провождается едва заметным изменением ощущения, стали гово­рить об относительном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в ариф­метической прогрессии, необходимо возрастание в геометриче­ской прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отноше­ние получило название «закон Вебера — Фехнера». Общую форму­лу, выведенную Фехнером из своих опытов, он обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя).

Данное направление исследований было названо «психофизи­ка», поскольку ее содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

Основателем направления, получившего название «психомет­рия», стал голландский физиолог Ф. Дондерс, который, разработал эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов. В 1860-х гг. он начал измерять скорость реакции субъек­та на воспринимаемые им объекты. При этом измерялось время как простых, так и сложных реакций. Испытуемым предлагалось дать как можно более быстрый «двигательный» ответ на опреде­ленный стимул, либо как можно быстрее отреагировать на один из нескольких раздражителей, выбрать правильную двигательную ре­акцию в зависимости от стимула и т.д. Эти эксперименты, так же как и изучение абсолютных и относительных порогов, не только помогли изучить связь психических и физиологических процессов, но и стимулировали развитие объективных методов исследования психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: