Методологический кризис

Возникновение первых психологических школ

Рубеж XIX—XX вв. ознаменовался для психологии разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это разделение еще не было связано с отказом от единого подхода к по­ниманию предмета психологической науки и методов исследова­ния психики. Речь шла скорее о разных аспектах в изучении психи­ки, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно позна­вательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга в понимании их места в общей картине психической жизни. Глав­ные же разногласия были связаны с определением содержания со­знания и границ его экспериментального изучения.

Структурализм, главой которого был американский ученик Вун-дта Э. Титченер, развивал теоретические постулаты ассоцианизма. Титченер был убежден, что именно элементы и являются основа­нием структуры психики. Поэтому, как и Вундт, в качестве своей задачи он определял доскональное изучение этой структуры и свя­зей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который возможно сочетать с эксперимен­тальным исследованием простых психических актов.

Первые разногласия среди психологов, как уже отмечалось в гл. 1, возникли именно по вопросу о возможности эксперимен­тального изучения высших психических процессов. Если исследо­вания Эббингауза проходили еще в русле традиционного ассоциа­низма, то работы Вюрцбургской школы уже выходили за рамки ее теоретических постулатов. Эта школа знаменита тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления. При этом было опровергнуто мнение Вундта о том, что мышление невозможно изучить экспериментально, так же как и гипотеза о его образном характере.

Работы, проводимые в русле функционализма, поколебали основные устои структурной психологии и, что особенно важно, методологию ассоцианизма, на которой базировались предыдущие школы, так как доказывали, что психика— это не структура, состоя­щая из неизменных элементов, а постоянно изменяющийся поток сознания. Принимая положение о том, что законы психической жизни невозможно изучить объективно, функционализм приходил

14-4455


Часть!!. Психология

к выводу о необходимости описывать не законы, но функции пси­хики, которые помогают человеку в его реальной жизни.

Французская психологическая школа, не отрицая основных по­ложений традиционной психологии, в центр своего внимания по­ставила исследование тех факторов, которые определяют содержа­ние психики. При этом впервые стали серьезно изучать роль соци­ального окружения в процессе становления психики, а также разнообразные формы отклонений от нормы. Изучение патологи­ческих вариантов психического развития, так же как и данные о особенностях становления психики в разных культурах, стали важ­нейшими методами, дающими материал для понимания объектив­ных закономерностей психической жизни.

Уже работы французских психологов показали необходимость учета культуры как фактора, образующего психику человека. Эта тенденция наиболее полно воплотилась в понимающей психоло­гии Дильтея, который считал, что переживания, как сознательные, так и бессознательные, связывают отдельного человека с духовным миром, воплощенным в предметах культуры. Еще одним существен­ным моментом концепции Дильтея стало осознание тех методоло­гических проблем, которые вытекали из ориентации психологии преимущественно на естественные науки. Понимание того факта, что непосредственные методы изучения духовной жизни не могут быть признаны в этой парадигме объективными, привело его к мысли о необходимости отказаться от объяснения психической жизни, перейдя к ее описанию.

Причины формирования основных психологических школ

Почти все школы, появившиеся в то время, просуществовали недолго, их замена была продиктована объективными обстоятель­ствами. При всей их новизне, они были еще связаны со старой, ас­социативной психологией, в спорах с которой они и родились. В то же время само их появление и дискуссии, возникавшие при об­суждении результатов новых исследований, показали насущную не­обходимость для психологии сформировать новый подход к пони­манию психического, новую методологию изучения психики, что и привело к появлению тех школ, которые определили лицо психо­логической науки в XX в.

В предыдущих главах уже отмечалось, что конец XIX в. ознаме­новался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объек-


Глава 2. История развития психологической науки 211

тивную психологию, какие методы должны стать ведущими при ис­следовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению и выстроится методология но­вой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, иссле­дующей целостную систему: организм — среда. Однако логика раз­вития первых школ показала, что существует несколько путей стро­ительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психоло­гической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным являлся и подход к динамике психического разви­тия, его закономерностей и условий, способствующих или препят­ствующих его протеканию.

Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный ме­тодологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структура­лизмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что дока­зывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсужде­нии полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного практиче­ски невозможно. Выход был либо в трансформации метода, кото­рый превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экс­периментальное изучение (например, внешняя активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описа­нием явлений, как предлагал Дильтей.

На содержание и динамику протекания методологического кри­зиса в психологии повлияли, кроме логики становления самой нау­ки, и другие факторы — социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.

Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррациона­лизм), которые нуждались в каком-то научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX—XX вв., ко­торый лучше всего отразился в ведущих философских школах того времени. О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что


212 - Часть //. Психология

культура близится к закату, что свобода воли может привести чело­века к отходу от разума, который уступает место интуитивному зна­нию, бессознательному. Эти мысли были близки и российской пси­хологии, путь становления которой в то время протекал в русле ев­ропейской науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева и его последователей.

Философские концепции, доказывая необходимость пересмот­ра старых оснований психологии, не могли в тот момент оказать ей помощь в формировании новых. Зато такую поддержку могли оказать естественные науки, которые находились в тот момент на подъеме.

Открытия в биологии, физике, генетике явились важным мо­ментом в становлении психологических направлений. Данные ге­нетики, показавшие широкие возможности приспособления и из­менения организма, лабильность и пластичность нервной систе­мы, оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы приобрели в России, в которой в тот момент была одна из наиболее сильных школ генетиков.

Достижения физиков, которые помогли и психологам по-ново­му увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы в изучении познавательных процессов. Законы и методы исследова­ния физического поля стремились применить в анализе психиче­ского поля, динамике восприятия и мышления гештальтпсихологи.

На развитие психологии, в том числе и на исследование вос­приятия, оказала влияние и теория Э. Маха. Используя данные, полученные при исследовании физиологии органов чувств, он до­казывал, что физическое и психическое имеет один и тот же субст­рат — «нейтральный опыт». Экспериментальный подход к исследо­ванию ощущений, оригинальные методики, придуманные Махом, были очень важны для психологии. Большое значение имел и раз­работанный им принцип энергетизма, который гласил, что сущест­вует единая энергия и для психического, и для физического, коли­чество которой сохраняется неизменным и переходит от движения к мышлению и наоборот. Отголоски этой теории можно найти еще в 1920— 1930-е гг., например в концепциях Штерна, Блонского, Бех­терева и других психологов.

О необходимости пересмотра психологических постулатов сви­детельствовали и запросы практики, которые не могли игнориро-


Глава 2. История развития психологической науки 21

ваться учеными. Ориентация на практику выражалась не только в философии прагматизма, особенно популярной в США, но и в раз­работке межпредметных вопросов, в исследованиях, проводимых совместно с медициной и педагогикой. Если клинические данные в большей степени оказали влияние на французскую психологию (о чем говорилось выше) и на формирование глубинной психологии, то задачи обучения и воспитания «нового человека», разработка новых подходов к проблеме социализации стали ведущими в США и России, повлияв на развитие бихевиоризма и российской психо­логии.

Разные научные интересы, методологические принципы и со­циальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., лишали возможности прийти к общему пониманию того, что же является целью психологических исследований, что же должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов.

Эта ситуация и рефлексировалась ими как кризис психологии. И с этой оценкой можно согласиться, если считать этот закономер­ный методологический кризис кризисом роста. Естественно, что развитие невозможно без поисков нового, некоторых ошибок. Со­временная психология развития доказала, что каждый критиче­ский период начинается с негативизма, отрицания, которое сменя­ется периодом строительства, приобретения нового. А психология действительно менялась, становилась все более значимой и для об­щества, и для других наук. Неудивительно, что такие кардинальные изменения были связаны и с метаниями, негативизмом по отноше­нию к старой психологии, поисковой активностью и пробными ша­гами при формировании новой науки, новых открытий и новых на­правлений в психологии. Однако ученые начала XX в., еще стре­мившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осознавали кризис как невозможность выработать новый подход, т.е. как распад старой психологической науки (что было справедли­во) и как тупик в процессе становления новой (что, как доказано временем, неверно).

Этим объясняется и тот парадоксальный на первый взгляд факт, что период, который мы сейчас оцениваем как время рас­цвета научного творчества выдающихся ученых, период, опреде­ливший лицо психологии XX в., рефлексировался учеными как упадок, как «открытый кризис». Возможно, что, действительно, «большое видится на расстоянии». Но главное, видимо, в том, что


214 Чнгтъ II. Психология

и ученые начала XX в., и мы, в начале XXI в., оцениваем положе­ние в науке по итогам прошлого, исходя из которого, пытаемся за­глянуть в будущее. И это наше прошлое (а их будущее) и доказыва­ет ситуативность и неправомочность той оценки, которую многие из ученых, писавших о кризисе в начале XX в., осознали к середи­не века.

Таким образом, уже к 1920-м гг. психология разделяется на от­дельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве веду­щей познавательную, мотивационную или поведенческую сферы психического. В тот момент появляется три ведущих направле­ния — бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Для бихевиоризма предметом психологической науки стало по­ведение, которое исследовалось путем экспериментального изуче­ния факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образова­ние связей между стимулами и реакциями.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из ко­торых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля.

Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.

Позднее, уже во второй половине XX в., возникают новые шко­лы — гуманистическая и когнитивная психология. Российская пси­хологическая школа, которая, хотя и развивалась в логике общеми­ровой психологической науки, всегда имела самобытный характер («тембр голоса», как писал Г.Г. Шпет), а потому в начале XX в. так­же существенно изменила свою методологию, построив ее на осно­ве марксизма. Деятельность (как внешняя, так и внутренняя), кото­рая стала предметом марксисткой психологии, изучалась на основе анализа тех орудий (знаков), которые определяют ее развитие.

Таким образом, ни предмет психологии, ни методы исследова­ния в этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых этапах их становления невозможно было и говорить о каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоя-


Глава2. Историяразвитияпсихологическойнауки 215

тельного развития, было накоплено много новых фактов каждым из направлений, прежде чем появилась возможность опять загово­рить об объединении, о создании единой психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: