Прикладная - изучение проблемы оптимального

регулирования действий участников производственного процесса. Если их действия сбалансированы- то экономика процветает, если действия не согласованы,

то в экономике кризис.

Познавательная - раскрывает законы экономики, изучает те явления, изменение которых может привести к росту благосостояния общества.

Методологическая – экономическая теория- это интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к правильным решениям в конкретных случаях.

Политическая – экономическая теория используется для выработки практической экономической политики - создание программ, выявление тенденций развития экономики страны, разработка стратегических экономических прогнозов.

Нормативная экономика – та часть экономической науки, которая предлагает рецепты действий, отвечает на вопрос – что должно быть.

Позитивная экономика – изучает факты и зависимость между этими фактами, отвечает на вопрос – «Что есть?» и «Что может быть?»

Категория – предельно широкое понятие, отражающие наиболее общие, существенные связи действительности – деньги, товар, капитал, составляют скелет экономической науки.

Экономические законы.

1. Всеобщие – действуют на всех этапах развития общества:

· закон экономии времени;

· закон расширение потребностей.

2. Общие законы – действуют на протяжении длительных исторических эпох:

· закон компенсационных пропорций в обмене (закон стоимости)

· закон более быстрого роста производства средств производства.

3. Специфические законы – действуют на протяжении определённых исторических периодов:

· закон тенденция нормы прибыли к понижению.

Особенности экономических законов:

· объективный характер (т.е. независимо от нашей воли и сознания);

· проявляются через деятельность людей;

· законы – тенденции (т.е. могут включать исключения: эффект Веблена – не буду поступать как все);

· носят исторический характер, т.е. в каждую конкретную эпоху проявляются по-своему.

Вопрос 3. Потребности и их система

Потребность – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремиться преодолеть. Потребности зависят от условия жизни, навыков, традиций, уровня развития производства, др. факторов.

А. Маршалл (1842-1924 г.г.) подразделял потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямыми и косвенными, настоящими и будущими и т.п.

А. Маслоу представлял иерархию человеческих потребностей в виде пирамиды приведены на рисунке 2.

 
 
Потребность в самореализации


Потребность в уважении
Социальные потребности
Потребность в безопасности
Биологические потребности

Рисунок 2 - Иерархия человеческих потребностей по модели А. Маслоу

Цель экономической деятельности – удовлетворение многообразных потребностей, которые с течением времени множатся.

Средства для удовлетворения потребностей называются благами.

Анализ экономического поведения людей предполагает использование постулата о рациональном поведении, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При этом принято различать полную и ограниченную рациональность. Полная – предполагает, что при принятии решений человек использует наилучшим образом всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами. ограниченная рациональность означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, не имея при этом всей полноты информации.

Вопросы для закрепления

1. Каким образом теория позволяет отличать относящиеся к делу факты от простых совпадений?

2. Каков круг экономических интересов выпускника среднего специального учебного заведения? Какими путями и способами он может осуществить свои запросы?

3. В чем заключается важность изучения экономической теории?

4. Приведите примеры экономических моделей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: