Казахское обычное право: источники, структура, функционирование

Источниками обычного права казахов в XV-XVIII в.в. являются: 4) правовой обычай (эдет, зан) 5) положение съезда биев (ереже) 6) судебный прецедент (бийдiн билiгi) Обычай, как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Будучи продуктом этих отношений, сформировавшись и развиваясь внутри самого общества, обычаи наиболее полно соответствовали экономическому базису кочевого хозяйства. Обычаи, санкционированные государством, превращались в правовой обычай, носивший у казахов название эдет или зан. Периодически правители казахского ханства предпринимали попытки кодификации обычного права. Наиболее ранняя из таких попыток относится к началу XVI века, ко времени правления Касым-Хана. Кодекс известен как " касым ханнын каска жолы " (истинный путь хана Касыма). В начале XVII века, во время правления хана Есима был разработан новый кодекс, получивший в истории название " Есiм ханнын ескi жолы " (древние установления хана Есима). Однако, наибольшую известность в истории получила кодификация хана Тауке, имевшая место во второй половине XVII века. Одним из важных источников казахского обычного права являются "ереже" -положения съездов биев, или как их еще нередко называют, малые кодексы обычно-правовых норм. Как известно, некоторые сложные, затрагивающие интересы разных объединений дела рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Коллегиальный суд, состоящий из пяти - шести биев, назывался жугунiс, а съезд десяти-двадцати биев - кенес. Прежде, чем приступить к рассмотрению дел, бии договаривались об общих нормах права, которыми они будут руководствоваться. Эти положения назывались ереже и в большинстве случаев не записывались. Составлением ереже обеспечивалось: приведение в систему обычно-правовых норм; введение необходимых изменений в некоторые обычно-правовые нормы в соответствии с новыми условиями; единообразие применения обычно-правовых норм. Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев по сложным делам, или делам, не регламентированным правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента. Наиболее оригинальные и интересные приговоры сохранялись и передавались изустно в форме изречений - билер созi и известны по фольклорным источникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: