Правовой режим деятельности средств массовой информации в период избирательной кампании

Роль информационной сферы на современном этапе общественного развития заметно возрастает с каждым днем. Кроме того, непременным условием демократического развития общества и государства является полная и достоверная информированность граждан о деятельности органов государственной власти и политических партий, а также обеспечение политического плюрализма в деятельности средств массовой информации. Свобода массовой информации и свободные выборы (как один из главных политических процессов общественной жизни) - это два неразрывно связанных между собой явления демократического строя.

Согласно действующему законодательству РФ, средствами массовой информации являются периодические печатные издание, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Права, предоставленные средствам массовой информации законодательством о выборах, направлены, во-первых, на создание условий для проведения субъектами агитационной деятельности предвыборной агитации через средства массовой информации путем предоставления кандидатам, объединениям бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади на каналах организаций телерадиовещания или на страницах периодических печатных изданий. Во-вторых, средства массовой информации призваны обеспечить достоверное, объективное и всесторонне освещение избирательного процесса, деятельности кандидатов, а также освещение хода и результатов голосования и подведения итогов выборов. В-третьих, средства массовой информации способны создать систему общественного контроля за своевременностью и законностью решений и действий избирательных комиссий, кандидатов и других участников избирательного процесса.

Таким образом, в период избирательных кампаний средства массовой информации являются не только производителями информационно-массовых услуг, но и полноправными участниками избирательного процесса с собственным кругом прав и обязанностей. Кроме того, место средств массовой информации в избирательном процессе на законодательном уровне определяется при помощи не диспозитивных моделей, а императивных указаний.

Правовое регулирование деятельности средств массовой информации, как и любых других субъектов права, осуществляется введением соответствующими нормативными актами различного рода дозволений, ограничений и запретов, а также установлением системы санкций за нарушения. Для СМИ дозволения, ограничения и запреты, а также ответственность за нарушения установленных законами порядка и правил деятельности, устанавливаются законом РФ «О средствах массовой информации». Таким образом, правовой режим функционирования средств массовой информации в период избирательной кампании обладает особой спецификой, заключающейся в необходимости соблюдать кроме ограничений и запретов, установленных законами о средствах массовой информации, еще и ограничения и запреты, установленные законами о выборах. Цель этих дополнительных ограничений и запретов - обеспечение равенства избирательных прав участников избирательного процесса: как находящихся в статусе кандидатов, так и всех остальных граждан, в том числе находящихся в статусе избирателей.

Однако, законодательство, регулирующее распространение информации обладает рядом недостатков, которые, однако, пока могут быть устранены на законодательном уровне. Правовой режим деятельности средств массовой информации в период избирательных кампаний должен в большей степени, чем на данном этапе, регламентировать взаимные права и обязанности субъектов избирательных информационных правоотношений, четко устанавливать законодательные модели их поведения и разрабатывать формы ответственности за нарушение избирательного законодательства средствами массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: