Информация (от лат. informatio – изложение, разъяснение) пред
ставляет собой безусловную ценность в современной общественной
жизни. Свободный оборот необходимой обществу информации,
обеспечение своевременного и быстрого доступа к ней научных
и производственных коллективов, отдельных людей являются за
логом успеха в большинстве сфер человеческой деятельности. Все
большее значение в современном мире придается информационному
обеспечению любых общественно значимых процессов. Развитие и
усложнение информационного обмена в обществе прямо пропор
ционально эволюции социума, и современный человек живет в не
прерывном информационном потоке, имея возможность ежедневно
воспринимать колоссальный объем сведений. Этим можно объяс
нить принципиальную важность всестороннего и рационального
правового регулирования отношений, связанных с производством,
оборотом, потреблением информации.
С законодательством о выборах и референдумах нормы информа
ционного права и права массовой информации теснейшим образом
|
|
взаимодействуют в рамках института информационного обеспечения
выборов и референдумов. Цель исследования их взаимодействия, их
взаимного влияния видится в определении оптимального соотноше
ния правового регулирования распространения информации в целом
и специального правового регулирования распространения информа
ции о выборах и референдумах, соответствующего потребности обес
печения и защиты избирательных прав граждан. В этой связи ниже
рассматриваются особенности распространения специальной инфор
мации о выборах, референдуме в период избирательной кампании,
кампании референдума по сравнению с общим правовым режимом
распространения информации в Российской Федерации.
Установление определенных особенностей правового регулиро
вания распространения информации, связанной с выборами, рефе
рендумами, в том числе введение более строгих правил, обусловлено
объективными причинами. Это прежде всего связь распространения
такой информации с функционированием институтов непосредствен
ного народовластия. К тому же информационное обеспечение вы
боров (референдумов) является (особенно в части агитационной де
ятельности) самой политизированной и экспрессивной составляющей
избирательного (референдумного) процесса. Оно представляет собой
широкое поле для применения разного рода негативных технологий,
в том числе осуществляемых с целью манипулятивного воздействия на
избирателей.
Информационное обеспечение избирательного (референдумного)
процесса является также одной из важнейших составляющих системы
|
|
гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации
Неслучайно в статье 44 Федерального закона
от 12 июня 2002 г. № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера
ции» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре
ферендуме граждан Российской Федерации») говорится, что инфор
мационное обеспечение способствует осознанному волеизъявлению
граждан, гласности выборов и референдумов. Максимально полная,
объективная, достоверная и своевременная информация, касающая
ся избирательной кампании, кампании референдума, ее участников,
порядка и сроков осуществления избирательных действий, действий
по подготовке и проведению референдума и т. д. является необходи
мым условием реализации гражданами Российской Федерации своих
избирательных прав, права на участие в референдуме, имеет важное
значение для формирования у граждан определенных электоральных
приоритетов, на которых основывается их осознанный выбор.
Информационное обеспечение избирательного (референдумного) про-
цесса следует, по нашему мнению, рассматривать в трех аспектах:
вопервых, как комплексный правовой институт, представляющий
собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, предметом ре
гулирования которых выступают отношения, складывающиеся в сфе
ре производства и распространения специальной информации о вы
борах и референдумах в период избирательной кампании, кампании
референдума вовторых, что уже отмечено, как составную часть системы гаран
тий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации;
втретьих, как составную часть избирательного (референдумного)
процесса.
Отметим, что мы характеризуем информационное обеспечение из
бирательного (референдумного) процесса как его составную часть, а
не как отдельную стадию.