Институт наблюдателей в избирательном процессе

Наблюдение - это один из самых молодых процессов, практикуемых в современной России. В Союзе Советских Социалистических Республик наблюдение отсутствовало, и только во время перестройки оно было впервые законодательно закреплено в 1989 году в Законе РСФСР «О выборе народных депутатов». Согласно ему вводились гражданские наблюдатели, являвшиеся представителями трудовых и вузовских коллективов, а также общественных организаций, которым разрешалось присутствовать в помещении для голосования и заседать в избирательной комиссии.

С принятием в 1993 году указа Президента о подготовке к парламентским выборам в обширной системе российского права впервые зафиксировался этот демократический институт. Данное положение установило, что в дни голосования избирательные объединения вправе посылать в участковый избирком до пяти наблюдателей, которые приобрели возможность присутствовать в избирательной комиссии до окончания подсчета голосов.

Более полную регламентацию институт наблюдателей получил спустя один год в 1994 согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Он провозглашал возможность присутствия наблюдателей в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до подписания протокола об итогах голосования. Таким образом, наблюдение перестало носить полунеофициальный характер и повсеместно распространилось на всю территорию государства. Кроме того этот акт заложил основы избирательных стандартов, которые впоследствии были развиты в ФЗ от 1995 года «О выборах Президента РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Следующий законодательный прорыв пришелся на 1996 год в виде принятия ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Теперь юридические тенденции сводятся к закреплению полномочий наблюдателей в более узкоспециализированных нормативно-правовых актах.

Чуть позже законы, касающиеся наблюдения, посыпались как из рога изобилия. В 2003 появилась новая редакция ФЗ «О выборах Президента РФ», где наблюдатели упоминаются уже в четырнадцати статьях. Развитие новых технологий в избирательном процессе привело к принятию ФЗ «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы», где институт наблюдения также мельком упоминался. В том же году была промульгирована новая редакция уже известного ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Более значимое события произошло в июне 2004 года - наблюдение закрепилось в источнике, имеющем большую юридическую силу по сравнению с остальными - в Федеральном конституционном законе «О референдуме РФ».

Весной 2005 снова отредактировали последний на данный момент ФЗ - «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где наблюдатели упоминаются тридцать семь раз.

Также к достаточно интересным документам можно отнести постановление центральной избирательной комиссии РФ «О разъяснении порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента РФ и об удостоверении иностранного международного наблюдателя» от 24 января 2008 года.

1.2 Задачи и цели введения института наблюдения

Наблюдение за выборами является необходимым атрибутом не только для стран с устоявшейся демократией, но и в особенности в государствах с развивающейся «властью народа». «Отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран подтверждает, что присутствие на выборах наблюдателей способствует формированию атмосферы гласности и открытости, что в свою очередь влечет повышение уверенности граждан в справедливом характере выборов, способствует их более активному участию в избирательном процессе». Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А. А. Вешняков. - М., 2003.

«Основной целью мониторинга избирательного процесса является контроль над соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, который в конечном итоге должен способствовать улучшению избирательных практик». Наблюдение на выборах: Учеб. пособие / сост. Е. В. Мишанова. - С.-Пб., 2007.

Наблюдатели выступают в качестве арбитра, беспристрастного источника информации, который помогает разрешать спорные вопросы. Участие наблюдателей в процессе подсчета голосов, параллельное подведение ими итогов голосования или использование иных методов контроля позволяет получить наиболее объективные оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов голосования.

Присутствие на участке наблюдателей способно свести к минимуму вероятность непреднамеренных организационных ошибок со стороны избирательной администрации, а также предотвратить фальсификации и нарушения процедур проведения выборов. Деятельность наблюдателей позволяет предотвратить давление на избирателей.

Выполняя свои функции, наблюдатели выявляют и анализируют наиболее часто встречаемые на практике нарушения избирательных процедур, что позволяет совершенствовать избирательные техники. Опубликование сделанных на основе работы наблюдателей отчетов может содействовать проведению политических преобразований.

Поставленные ими оценки формируют отношение к выборам избирателей и кандидатов. «Положительные оценки способствуют их признанию большинством граждан и политических партий, а отрицательные оценки и критика выборов могут привести к непризнанию их результатов общественностью и даже пересмотру в судебном порядке». Наблюдение на выборах: Учеб. пособие / сост. Е. В. Мишанова. - С.-Пб., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: