Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632 -1677) в отличие от Декарта разработал монистическое учение. он утверждал. что существует одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть оно или нет. субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление.
Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В пртяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета.
Душа и тело составляют, т.о., один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.
|
|
мышление человека он, т.о. считал проявлением мышления как атрибута субстанции. протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу.
В природе существуют разные формы мышления как функции действия тела в мире вещей.
На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различают четыре способа познания:
-по наслышке;
-от беспорядочного случайного опыта;
-от общего к частному;
-непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.
Так он выводит три типа познания:
А.Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания.
В.познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов.
С.интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуалтное выступает в их подлинном единстве.