Психология Дж. Локка

Понятие об опыте по Локку. Джон Локк (1632-1704) – отец эмпирической психологии. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме». Задача психологии – изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это психология без души. Методология исследования строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действия человека в материальном и идеальном мире одинаковы. Цель – исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Критиковал теорию врожденных идей. Душа – некоторая пассивная, но способная воспринимать среда. Метафора чистой доски, пустой комнаты, «tabula rasa». Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицает природных наклонностей, задатков, конституционных различий между людьми.

Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни индивида. Все идеи происходят из одного из источников. Ощущение – начало познания, рефлексия возникает на основе ощущения?ощущение – источник всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Ощущения рассматриваются как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи. Отрицал активность ощущений?отрицание объективности?невозможность познания внешнего мира. Виды знания по Локку: Интуитивное – душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, т.к. предполагает ясное видение отношений между идеями.

Это знание человека о самом себе. Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей. Достоверно, в его основе лежит интуитивное знание. Это выводы, доказательства, которые требуют напряжения внимания и памяти. Оно может быть ошибочным: чем больше опосредующих звеньев, тем больше вероятность ошибки. Познание Бога, этические и математические понятия. Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание. Знания о внешнем мире. Мнение. Недостоверное знание. Согласие или несогласие идей только предполагается с большей или меньшей степенью вероятности.

По мере увеличения количества идей душа посредством упражнения развивает свою способность к мышлению; затем сочетанием ощущения и рефлексии она увеличивает свой запас и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и др. способов мышления. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. 21. Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей. Идея – объект мышления. Человек сознает, это он мыслит, а значит идеи находятся в уме человека. Локк выделяет простые и сложные идеи. Идеи, получаемые из ощущений и рефлексии, - простые идеи. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал для знания. Идеям в душе соответствуют качества в вещах.

Три рода качеств: Первичные – реальные, совершенно не отделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (плотность, форма, протяженность). Вторичные – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы их ощущаем, и зависят от первичных качеств (цвета, звуки, запахи). Третичные по существу сводятся к вторичным. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются, и не бывают ими». В результате различных логических операций и способности к абстрагированию из простых идей могут образоваться сложные, общие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из ощущений и рефлексии. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате: Соединение, суммирование простых идей?сложная идея Сопоставление, сравнение?идея отношения Абстрагирование?обобщение Схема процесса обобщения.

Эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых надо получить общее понятие. Эти объекты расчленяются по составляющим их свойствам и сравниваются по этим свойствам. Идеи, которые не повторяются в объектах отбрасываются (абстрагирование). Выделяются идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируются?совокупность идей, составляющая искомую общую сложную идею. Полученная совокупность обозначается словом. Долгое время эта теория обобщения была единственной основой организации процесса обучения в школе. Ей свойственна ограниченность и упрощенная трактовка общего.

Критику этой теории дали Давыдов и Рубинштейн: на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание. Локк ввел термин «ассоциация идей» (понятие существовало еще в античности). Ассоциация – неверное, не отвечающее единственному соотношению, соединение идей, когда идеи сами по себе не родственны, в умах некоторых людей соединяются так, что их трудно разделить (симпатия, антипатия, суеверия). Локк выделял разные ассоциации: Ассоциация по смежности в пространстве. Это внешняя ассоциация. Мозг так устроен, что при встрече идей у них образуется связь. Образование связей – это механистический процесс, лежащий в основе работы нашего мозга. Эта связь проявляется в поведении.

Ассоциация по эмоции – эмоциональное состояние, которое имеет человек в ситуации, когда возникла связь, может оказаться основой ассоциации. Ассоциациативные связи противопоставляются связям на основе разума. Приобретаются в процессе воспитания. Задача воспитания – предупреждение образования нежелательных связей сознания. («Мысли о воспитании») Локк ввел понятие ассоциации ограниченно, но после него этот механизм разрабатывался, на этой базе возникла и развивалась ассоциативная психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: