Научное познание, его структура, основные методы и формы. Современная научная картина мира

Наука представляет собой систему знаний о мире, т.е. о природе, обществе и человеке. Проникая в глубину материального и духовного мира, она вскрывает сущность явлений и законы их развития.

В основе научного познания лежит общественная практика людей, которая: а) определяет задачи и цели науки; б) средства и методы научного познания; в) выступает в качестве критерия достоверности полученных знаний. В процессе познавательной деятельности вырабатываются механизмы развития науки, в том числе: а) ее логический аппарат -понятия, суждения, умозаключения, а также научные идеи, гипотезы и теории; б) экспериментальная база науки - приборы, установки, инструменты, оборудование; в) методы исследований – диалектика, теоретическая индукция.

С развитием науки изменяются взгляды людей на различные стороны действительности, иногда коренным образом, - это называют научной революцией.

В социальной ориентации науки прослеживается три основных этапа:

I – этап - со временем возникновения первых физических, астрономических и философских знаний до промышленной революции XVIII в

Основной целью научной деятельности была выработка общего представления о мире и месте в нем человека. Приоритет оставался за философией, которая и вырабатывала общую картину мира в ее отношении к человеку.

II – этап – с промышленной революции и бурного развития капитализма

Интересы сосредоточены на производство товаров, материальных богатств. Отсюда ориентация на развитие новой техники и технологии производства, а значит и на технические науки. Производство вещей, как бы заслонило человека и он оказался на заднем плане. Больше развивались технические науки, а не науки о человеке.

III – этап – развитие современной науки

На передний план снова выходит человек. Автоматизация производства освобождает его от технологического подчинения машине. Внимание переноситься на производителя, на его творческие способности, совершенствование машин, создаются возможности для широкого развития всех наук о человеке, направленных на развитие всех способностей, на всестороннее развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: