Глава одиннадцатая: Перестройка и ускорение (Экспансия начала 90-х)

1980-е годы, начавшиеся шевелюрной беззубостью гениальных "Айлендерз", продолжились инопланетными успехами "Эдмонтона" и в конце концов завершились на пороге взрыва суперновой звезды - главного раненного героя современности Марио Лемье. Закончился период "рейганомики", отгремели олимпийские бойкоты, зловещая программа СОИ отсифонила последние деньги из и без того экономной экономики СССР, и великий-могучий радостно пошел ко дну. По существу, 1980-ми годами завершился, на десятилетие раньше, турбулентный и шизофренический XX век. Что ждало нашу несчастную планету впереди, мы тогда представляли себе смутно, но главная хоккейная лига мира уже тогда понимала, что пришло время перемен. Вступая в информационный век и эпоху глобализации, НХЛ решила расшираться, ускоряться и эта... дифферинцировать инвестиции. Так был дан старт масштабной и местами труднопонятной экспансии НХЛ в нетрадиционные хоккейные рынки.

И в начале 1990-х в лигу влилось четыре команды, нетрадиционнее которых что-либо найти трудно. Рассмотрим же их поближе. (Клуб "Оттава Сенаторз", также пришедший в лигу в это время, рассматривается ведущим проекта, как продолжение команды, игравшей в НХЛ на заре ее развития. История формы "Сенаторов" была рассмотрена в одной из первых глав сериала.)

"Сан-Хосе Шаркс"

Те из вас, кто читают эту фетрово-сатиновую эпопею с самого начала, помнят первый скорбный опыт НХЛ в Северной Калифорнии - клуб "Калифорния Голден-Силз", прекративший существование в середине 1970-х. О том, что Силиконовая долина и район Сан-францискского залива, несмотря на богатую русскую историю этой местности, не являются хоккейной житницей, НХЛ поняла, но отказываться от этой части страны не желала. К концу 1980-х Сан-Франциско и окрестности неимоверно выросли в статусе. Там проживало более восьми миллионов человек, и регион стал четвертым по величине медиа-рынком в США. Однако, НХЛ в те годы еще не ломилась в теплые края по первому зову, и рождение нового клуба в Северной Калифорнии было форсированными. Своего рода кесаревым сечением, если вам угодно.

Кесарями же выступили небезызвестные братья Ганды, которые в 1976-м году приобрели "Тюленей" (см. статью о "Голден-Силз") и перевезли их в Кливленд. В Кливленде, если помните, дела тоже шли не ахти, и клуб окончательно развалился два сезона спустя, слившись с командой "Миннесота Норт-Старз". Поскольку миннесотцы тоже в деньгах не купались, Ганды в итоге стали владельцами "Северных звезд" и считались спасителями клуба. Однако, братьям довольно быстро наскучила Миннесота - они мечтали вернуться на сан-францискщину. В конце 80-х Ганды попросили у НХЛ разрешения перевезти "Звезд" в Сан-Хосе (третий по величине город Сан-Францискского залива), где строилась новая арена, но лига воспротивилась. Тем временем у Гандов появился конкурент за теплое местечко - бывший хозяин "Хартфорда" Говар Болдуин, решивший основать в Сан-Хосе новый клуб. В итоге все завершилось компромиссом, удовлетворившим всех: Ганды продали Болдуину "Миннесоту", а сами получили право основать команду в Сан-Хосе. Так в 1991-м году на свет появились... Джимми, бросай клюшку и выходи из воды!!! ВЫХОДИ ИЗ ВОДЫ!!!!



Имя команде выбирали болельщики, посредством конкурса. Думаю, вам будет интересно узнать, какие у них были варианты. "Блэйдс" (одновременно "коньки" и "клинки"), "Кондорз", "Бриз", "Фог" (туман), "Голд" (золото, в честь Золотой лихорадки на севере Калифорнии в 19-м веке), "Голден Гейторз" (одновременно "золотые аллигаторы" и "золотые привратники" - в честь "Золотых ворот" - знаменитого моста в Сан-Франциско), "Голден Скейтерз" (золотые конькобежцы), "Гриззлис", "Айсбрейкерз" (ледоколы), "Найтс", "Редвудс" (красное дерево), "Си-Лайонз" (морские львы) и "Уэйвз" (волны). В общем и целом, надо сказать, что калифорнийцы сделали правильный выбор.

Дело в том, что акула для жителей тихоокеанского побережья - зрелище довольно частое. В Тихом океане водится семь разных видов акул, а океанские воды вокруг Сан-Франциско известны тем, что буквально-таки кишат челюстями. Так это место и называется - "Красный треугольник". Почему именно красный, знает любой, кто видел ранние работы Стивена Спилберга. Говорят, что каждая десятая жертва акулы в мире нашла свой путь в рыбьи зубы именно в этих веселых водах.

Что ж, хороший, яростный имидж команде был придуман, осатлось подобрать цвета. И тут Ганды не подкачали, выдав, наверное, самую яркую и самую красивую цветовую гамму в лиге: зеленовато-голубой, черный и серый. Форму этих цветов (немедленно ставшую хитом у американской молодежи начала 90-х) демонстрируют ниже будущий главный тренер клуба Даг Уилсон и небезызвестный советский человек.


Пока в Сан-Хосе продолжали строить арену, первые свои два сезона "Акулы" отплавали в пригороде Сан-Франциско, на арене с обидным названием "Кау-пэлас" - Коровий дворец. Когда-то там действительно проходили сельскохозяйственные выставки, и помещение на веки вечные провоняло навозом. Справедливости ради скажем, что игра "Акул" в первые сезоны с запахом не диссонировала. Во втором сезоне в своем коровнике новая команда выиграла 11 матчей из 84-х. Дела резко пошли на лад с переездом в Сан-Хосе в 1993-м, когда наконец был построен нынешний дворец, который болельщики любовно называют "Шарк Тэнк" - Акульий аквариум.

В первом же сезоне на новом льду "Акулы" вышли в плей-офф, где с кондачка грохнули "Детройт" в семи матчах. Свершив одно из самых невероятных чудес в истории лиги, парни в форме цвета химических отходов в морской воде едва не свершили еще одно, но проиграли "Торонто" во втором раунде, ведя по ходу серии со счетом 3-2. Команда Макарова, Ларионова, Ирбе и Озолиньша навела шороху и в Кубке-95, выбив из турнира "Калгари", но пав жертвой детройтской мести.

К концу 90-х "Акулы" стали стабильно крепкой командой Запада - командой Нолана, Матто, Набокова, тренера Дэррила Саттера. Переход к суперсиловому хоккею последнего (а, Брайан Марчмент - это был зенит славы для тебя и твоего колена!) символизировала новая альтернативная фуфайка, появившаяся в 1997-м.


Этот вариант голубой рубахи был признан более отвечающим духу времени, и год спустя стал основным, в связи с чем была переделана и белая форма. Ваш выход, Александр Королюк:


Команда Саттера продолжала выходить в плей-офф и застревать в первом-втором раунде, и в 2001-м ей придумали новую альтернативу - еще более зловещую.


С уходом Саттера и приходом Рона Уилсона изменились две вещи: у "Акул" появилась суперзвезда Джо Торнтон, и они стали стабильно проходить первый раунд плей-офф. Не изменились, однако, ни оборонительный стиль, ни ежегодные кубковые разочарования. Зато с приходом компании "Рибок" и ее всеэнхаэловской реформой одежды "Акулы" претерпели самые большие коррективы имиджа. Во-первых, слегка изменили лого, сделав акулу похожей на ихтиоробота из японской мультипликации.


И, в конце концов, внесли коррективы в цвета команды, убрав серый цвет и заменив его на оранжевый, а так же затемнив зелено-голубой. В 2007-м "Акулы" предстали перед фанатами в более сдержаном, аристократичном виде.


Теперь дело за малым - пробиться, наконец, в финал. Есть мнение, что в этом году именно это и случится.

"Тампа-Бэй Лайтнинг"

Фил Эспозито много чего добился в своей бурной и непутевой жизни. Он был одним из величайших форвардов в истории хоккея, заслужил в Бостоне сравнение (и даже пложительное) с христианским мессией, познал больше бостонских женщин, чем Бенджамин Франклин (а это считалось вечным рекордом), ел лошадь и ворону в московском ресторане (если верить его мемуарам) и однажды получил клюшкой в пах от Михайлова. Но, видимо, всего этого старине Филу показалось мало, и в начале 90-х он решил сдать весь мужской норматив одновременно: родить, построить и посадить. И всего этого Фил добился - путем создания во Флориде команды НХЛ. Произвел сию команду на свет, построил ей арену и посадил в голове Гэри Бэттмена безумную идею расширяться на юга и юго-запады. Но - обо всем по порядку.

Сказ о том, как Фил команду пропил


В 1989 году НХЛ объявила о своих планах расшириться до 28 команд к 2000-му году, и Эспозито мгновенно решил, что место его тогдашнего проживания, - солнечный город Тампа в штате Флорида, - идеально подойдет для экспансии. Фил подошел к делу по-своему, то есть - грандиозно. Для начала уговорил НХЛ провести товарищеский матч в Тампе, причем между "Лос-Анджелесом" (то есть, Гретцки) и "Питтсбургом" (то есть, Лемье). Игра состоялась в сентябре 90-го под крышей "Флорида Санкоуст-Доума" (большой крытый бейсбольный стадион) и собрала более 25 тысяч зрителей - рекорд НХЛ всех времен. На то время, естественно. Месяц спустя НХЛ отрядила в Тампу инспекторов, которых душевно принял на своей вилле Фил, после чего был вынесен радостный вердикт: "Этот регион готов для НХЛ!" И уже пять недель спустя Тампа официально получила право на вступление в лигу в 1992-м году. Вот как дела тогда делались...

Однако, дальше у Эспо начались небольшие проблемки. Как то: отсутствие денег для уплаты вступительного взноса. Первоначальные спонсоры быстро передумали, и Фил, метаясь и рвя на себе волосы, бросился на поиски. И таки нашел! Нашел новых меценатов - в Японии. Компания со злым названием "Кокусай Грин" приняла Эспо в своем офисе в Токио, где прославленный хоккеист первым делом предложил всем знатно выпить. Все последующие деловые встречи проходили в Гиндзе (фешенебельном районе японской столицы), как правило - в гостиничных барах и почти всегда - в ночное время суток. Как позже вспоминал Эспо: "Чем больше мы пили, тем быстрее шло дело. Я говорил им "Хоккей!", а они отвечали: "Да-да, саке!"

В общем, Эспозито проявил себя таким шустрым бизнесменом, что в итоге, проспавшись, обнаружил, что время вносить деньги подпирает, а денег по-прежнему нет. И когда Фил уже совсем было поник своим могучим духом, на выручку прискакали японские собутыльники и скупили у него права на команду с поторохами. Эспо, погоревший на японском кидалове, получил утешительный приз - кресло генменеджера клуба, сидел в котором недолго. Как он говорил позже, что-то мешало ему продуктивно работать с этой б...ской якудзой. Не сошлись, надо понимать, в мировоззрениях.

Команда, тем не менее, была создана, и имя ей было дано - "Тампа-Бэй Лайтнинг". То есть, "Молния из Тампского залива". Тампа-Бэем называют мегаполис вокруг этого самого водоема - города Тампа, Санкт-Петербург и Клируотер. А что касается молний, то говорят, что в районе залива их в году случается больше, чем в любой другой точке мира.

Где хозяева клуба нашли второклассника, чтобы нарисовал им вот эту эмблему, которая слева, ваш автор понятия не имеет. Вторая эмблема, изображенная справа, включала в себя карту штата Флорида. Что касается цветов, то их, предвосхищая тенденции 90-х, сделали черным, темно-синим, белым и серебряным. Форма же радовала глаз консервативной простотой.

И, в общем-то, так особенно и не менялась в течение полутора десятилетий. За исключением, разве что, номеров - их шрифт меняли едва ли не каждый год. В этой одежке команда пережила несколько поколений хозяев, тренеров, арен и игроков, все время остоваясь кошмаром на колесиках: в первые 10 сезонов в лиге "Молния" попала в плей-офф лишь один раз. "Кокусай" замечательным образом едва не вогнал "Молнию" в гроб, не платя налоги, используя клуб для отмыва денег японских криминальных кланов и сократив все необходимые расходы до минимума. Одно время единственным скаутом клуба был Тони Эспозито - брат Фила. Зато с 1996-го по 99-й годы у "Тампы" была от такенная альтернатива:


Да, именно таким увидел старик синее море, когда его стервозная супруга вконец потеряла стыд.

О новейшей истории "Тампы" нам всем известно и так: и звездное мерцание Лекавалье, Сан-Луи и Ричардса с Хабибулиным, и взлет при Торторелле, и Кубок Стэнли, и новое падение - все это не так давно освещалось на страницах отечественной прессы. А в новую, "рибоковскую" эру глупое дитя Фила Эспозито вошло со слегка модифицированной эмблемой и вот в такой форме:


Ну вот, на сегодня все. В ближайшее время ждите продолжения, в котором мы расскажем вам о диснейских хищниках и причудах американской юриспуденции.

День духа НХЛ. Продолжение.

Пятница, 09 Января 2009 г. 10:26

О том, какое огромное влияние оказывает спортивная форма на повседневную жизнь простых граждан, ваш корреспондент в мире экстравагантных фасонов загнивающией компрадорской буржуазии сумел убедиться на собственном примере вот буквально только что.
Дело в том, что сегодня начальная школа в пригороде Балтимора, в которой имеет несчастье обучаться Тимур Славович Маламуд, проводит мероприятие под названием "Ravens Spirit Day". Буквальный перевод: "День души воронов" или "День вороньего духа", или же "День ворон и спирта". В общем, суть в том, что в эти выходные футбольный клуб "Балтимор Рэйвенс" играет в четвертьфинале чемпионата НФЛ против "Теннеси Тайтэнс", и а поскольку Балтимор - город клинически больной футболом, детям предлагается поддержать команду. Как именно? Прийти в школу с футболке "Воронов", какой-нибудь другой атрибутике клуба или просто в черно-фиолетовом. Об этом нас оповестил телефонным звонком сам директор школы, ввергнув меня с женой в пароксизмы истерического смеха.
Ну согласитесь, при всей похвальности изначальной идеи (прививание детям любви к спорту и к родному городу), не идиотизм ли сие? А что, если ребенок не болеет за "Воронов"? А что, если он, упаси господи, вообще болеет за "Титанов"? Ведь побьют еще, чего доброго. Предлагаю представить себе московскую школу, в которой какой-нибудь умный завуч объявляет "День спартаковского духа". Она будет оцеплена войсками МЧС уже к большой перемене.
Естественно, у нас нет в наличии ничего в блевотных цветах "Рэйвенс", да никто из нас и не является их болельщиком, поэтому мы отправляем сегодня Тимура в школу в собственном бело-красном свитере "Харфорд Норт Старз". Не уверен, что ему это самовыражение пришлось по душе, и наверняка в школе его ждут не самые приятные мгновения. Ничего, пусть учится быть самим собой. Носить форму, в которой ты играешь настоящие матчи, со своей фамилией на спине, уж во всяком случае не хуже, чем ту, в которой ты ешь чипсы у телека. Такую примерно философию мы ему озвучили. Да, издевательство над ребенком, я знаю...

Что, конечно же, подводит нас к основной теме.

А основная наша тема сегодня - предпоследняя глава форменного безобразия, которое я тут на вас вываливаю уже больше года. Но сначала - стандартное напоминание.

Нижеследующее - предпоследняя глава СЕРИАЛА. То бишь - ряда (длинного) статей об истории формы, цветов и названий клубов НХЛ. Все остальные клубы этой лиги (кроме двух), включая уже несуществующие, были освещены в предыдущих статьях. Ищите в архивах блога и обрящете. Итак...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: