Тема 1. Периодизация истории отечественной педагогики
(IХ - начало ХХ века)
Данная тема является ключевой для всего дальнейшего изучения истории отечественной педагогики, в основу которого положена периодизация, разработанная П.Ф. Каптеревым. За основание данной периодизации автором берется степень участия церкви, государства и общества в развитии отечественной педагогики. Согласно ей, историю отечественной педагогики можно представить в виде трех периодов: церковного, государственного и общественного.
Церковный период (988 - 1700 гг.) характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в образовании. Органами педагогического самосознания народа в этот период являются церковь и духовенство, а также отдельные родители и учителя-кустари. Постепенно оформляется школьное законодательство, определяющее характер и быт школ. Появляются организованные общественные школы. Время от времени к просвещению обнаруживают интерес представители государственной власти.
|
|
Государственный период (1700 - 1856 гг.). Преобладает государственность всего народного образования, проявляющаяся в признании приоритета в нем государственного интереса. В педагогический процесс постепенно входят различные сословия со свойственными им интересами. Образуется особый класс в обществе - учительство.
Общественный период (1856 - 1917 гг.). Постепенно общество получает доступ к устройству своих образовательных дел в лице множества правильно действующих общественных органов. К ним относятся: учительские союзы, земства, Государственная дума и т.д. На первый план выдвигается идея воспитания человека, определяющая развитие общего образования.
Каждый из трех периодов не характеризуется господством исключительно церковного, государственного или общественного начала. Все дело заключается в преобладании одного из этих начал над другими. Например, в церковный период действуют не только церковь, но и родители, которые заключают договоры с учителями; создаются союзы или общества, основывающие школы с довольно широким учебным курсом; государство принимает лишь некоторое участие в деле образования (князья Владимир и Ярослав, царь Федор Алексеевич).
РАЗДЕЛ II. ЦЕРКОВНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РУССКОЙ
ПЕДАГОГИКИ (IХ - ХVII ВЕКА)
Тема 2. Характерные особенности церковного периода истории