double arrow

ПЕДАГОГИКА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

2

Второй гномик был длинный и худой. Лицо его было всегда бледное. Он был злым и угрюмым.

Жили два брата гнома. Один был маленький, толстенький. Лицо румяное. Был он очень добрым. Одевался он всегда ярко, был веселым.

И вот однажды…

-О ком идет речь? (О братьях-гномах).

-Что необходимо сделать вам? (Продолжить сказку и озаглавить).

-Если в сказке гномы такие разные, подумайте можно ли продолжить также использовать дальше антонимы. В работе вам поможет словарь антонимов.

Давайте попробуем вместе составить сейчас схему как итог урока.

Главное слово будет антонимы. Что же вы запомнили про антонимы? Какие могут быть?

антонимы


однокоренные (ученье-неученье) могут называть предметы,

признаки, действия

разнокоренные(правда-ложь) являются одной частью

речи (кричать-молчать)

Чем понравилось вам занятие?

Что не понравилось? Почему?

Что было трудно? Почему?

Занятие окончено. Спасибо за работу.

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я – словарь антонимов русского языка. Но не простой словарь, а школьный.

Ребята, кто меня создал?

Почему автор назвал меня так?

Кто из вас хочет со мной подружиться?

А что нужно для этого?

Я похож на своих братьев тем, что состою я, как и любой словарь, из словарных статей.

Как же построена моя словарная статья

А как расположены слова в словаре?

Вот теперь вы знаете обо мне все. Я надеюсь. Что мы станем друзьями и я всегда смогу прийти к вам на помощь, когда вам потребуются антонимы. А теперь разрешите откланяться. («Словарь» уходит).


О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина

Данное пособие включает в себя основные вопросы курса

«Педагогика», необходимые студенту для сдачи экзамена или за- чета. Материал подобран в соответствии с программой Мини- стерства образования и соответствует государственному стандар- ту для данной дисциплины.


Педагогику определяют как систему наук о воспитании и об- разовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педа- гогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессионально-технического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

11) педагогика «третьего» возраста;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспи- тания детей младенческого возраста. Характерная особенность — взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, фи- зиологией, медициной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разраба- тывает теоретические основы и технологии воспитания дошколь- ников в государственных и негосударственных, учебно-воспита- тельных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и пре- подавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования — отрасль науки, предметом которой являются закономерности под- готовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение свя-


зано с потребностью практики бывшего СССР в обучении моло- дежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положе- ний школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имею- щие высшую квалификацию.

Производственная педагогика изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образо- вания, развития людей пенсионного возраста и находится в ста- дии становления.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, нахо- дящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правове- дением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функцио- нирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки — сурдопедагогика, тифло- педагогика, олигофренопедагогика — разрабатывают теоретиче- ские основы, принципы, методы и средства воспитания и обра- зования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Ос- новным ее предметом является система образовательно-воспита- тельной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.


Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» — «дитя» и «аго» — «вести». Если пере- водить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики — ребенок, человек, личность.

Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет иссле- дования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии — закономер- ности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех есте- ственных и общественных наук о ребенке в целом, о законах разви- тия воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспи- тания.

Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании че- ловека. Она изучает закономерности успешной передачи со- циального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути до- стижения педагогических целей и задач, путей реализации зако- нов воспитания и методик обучения.

Конкретизируя данное определение педагогики, можно ска- зать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, об- разования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.


Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития лично- сти в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущ- ности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы реша- ются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Предметом исследования педагогики является целостная систе- ма воспитания, образования, обучения, социализации и творче- ского саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоис- ключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики наруше- ний и терапевтической тактики.

Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифици- руются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабли- вается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.


Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные

и временные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: