РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ (1856 - 1917 гг.)
Тема 14. Характерные особенности общественного периода истории
Русской педагогики
Следует отметить, что рассматривать реформы в сфере народного просвещения 60-х годов XIX века необходимо в контексте тех радикальных изменений в жизни общества, которые начались с момента освобождения крестьян. Последнее имело двойное влияние на просвещение: количественное (усилился запрос на все виды школ) и качественное (свободное и гуманное направление образования, ставившее целью развитие человечности).
К характерным особенностям общественного периода истории русской педагогики относятся следующие:
1) образование становится делом общественным;
2) складывается единый воспитательный идеал. Целью педагогики становится не служение государству, а развитие всесторонней и самодеятельной личности, воспитание человека;
3) школа и педагогика становятся более автономными;
4) содержание образования - общее;
5) происходит постепенная гуманизация педагогики, формируется мягкое, уважительное отношение к детской личности;
|
|
6) наблюдается педагогическое "двоеверие" - в национальном педагогическом самосознании уживаются одновременно старые и новые идеи;
7) складывается особая социально-профессиональная группа - учительство.
Необходимо указать, что символом активного вмешательства общества в решение педагогический проблем стала философско-педагогическая статья Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 год). Она содержала две собственно педагогические идеи: 1) нужно образовывать сначала человека, а потом профессионала; 2) образование должно разделяться на общее и специальное. Эти идеи не были новыми для русской педагогики, однако статья была своевременна и вызвала живой интерес всего общества.