Жеребило Т.В

Т.В. Жеребило

История языкознания

Словарь-справочник

Энциклопедического характера

Назрань

Издательство ООО «Пилигрим»

УДК 80/81/811.161.1

ББК81.2 Рус.4

Ж59

Жеребило Т.В.

История языкознания: Словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 76 с.

© Т.В. Жеребило, 2011.

 

АБЕЛЯР ПЬЕР (1079-1142), философ-схоласт и богослов. С 1113 года преподаватель теологии в Париже. Основной труд – книга «Да и нет» («Sic et non») показывающая противоречивость суждений. Приверженец рационалистического направления, пытался обосновать религию на основе разума. Интересовался наследием прошлого, пропагандировал философское наследие Аристотеля и Платона. Автор множества богословских и философских произведений, гимнов, стихотворений, переписки с Элоизой. Персонажи его произведений – известные античные философы, отцы церкви, христианские поэты. Принял участие в спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Отстаивая лингвистическую концепцию номиналистов, он считал, что реальны вещи с их индивидуальными качествами. Название – это общее понятие о вещи: «Общие понятия суть имена». Общее всегда возникает после вещи, как ее понятие (conceptus). Значение слова – это знак вещи, а не ее отражение.

АВАНЕСОВ РУБЕН ИВАНОВИЧ (14.2.1902 – 1982 гг.), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии. В кн. «Очерки русской диалектологии» (ч. 1, 1949) представлена система фонем всех русских говоров. Руководил созданием «Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (ч. 1-2, 1957, «Словаря древнерусского языка 11-14 вв.» (1966)).

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109), один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры перед разумом. Его знаменитое онтологическое доказательство существования Бога и его реализм связаны с учением Платона о понятии. Тщательно изучал язык античных авторов. Принял участие в лингвистических спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Будучи реалистом, в отличие от П. Абеляра, он считал, что понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам, т.е. понятия – это идеи, предшествующие вещам, и они есть внутренние слова Бога.

АРИСТАРХ САМОФРАКИЙСКИЙ (ок. 217-145 гг. до н.э.) – греческий ученый, глава библиотеки в Александрии. Активно издавал, критически исследовал, занимался вопросами хранения произведений античных авторов (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристофан). Его деятельность – это апогей развития античной науки. Вклад его в сокровищницу мировой мудрости невозможно переоценить. Его исследования способствовали: 1) дальнейшему развитию метода анализа текстов; 2) совершенствованию системы знаковых обозначений; 3) разработке грамматических принципов, которые легли в основу всех европейских грамматик. Он был крупнейшим представителем александрийской школы грамматики. Он отстаивал принцип аналогии в языке, т.е. тенденции к единообразию грамматических форм. В грамматике александрийскими филологами признавались аналогии (правила) и аномалии (исключения). Подобное разграничение способствовало выработке важнейших понятий грамматики. Критерием «правильности» языка был признан речевой обычай, лежащий в основе общего языка. Разрабатывается учение о восьми частях речи, просуществовавшее вплоть до неофилологии. И хотя труды Аристарха затерялись в массе более поздних сочинений, его учение о восьми частях речи не только широко известно, но и представляет собой одно из величайших творений человеческого разума: 1) имя (nomen) – склоняемая (или падежная) часть речи; акциденций у имени пять: род, число, падеж, вид (собств., нариц., первичн. и производные), образ (простые и составные имена собственные); 2) глагол (verbum) – беспадежная часть речи, имеющая время, лицо, число; акциденций у глагола восемь: время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение, образ; 3) причастие (participium) – слово, причастное к особенностям глаголов и имен; у него нет лица и наклонения; 4) член (articulus) – склоняемая часть речи, стоящая как перед, так и после склоняемых имен; имеет род, число, падеж; 5) местоимение (pronomen) – слово, которое изменяется по лицам; 6) предлог (praepositio) – часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова и в составе предложения (т.е. это и предлог и префикс); 7) наречие (adverbium) – несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе или прибавляемая к глаголу; акциденций у наречия три – значение, образ, сравнение; 8) союз (coniunctio) – часть речи, связывающая и упорядочивающая мысль; акциденций у него три – образ, порядок, значение; выделяется пять видов союзов: соединительные, разъединительные, восполняющие, причинные, выводные. (Примечание: акциденция – преходящее, несущественное свойство предмета

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет вступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 г. до н.э. оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем был учителем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок. После смерти Александра Македонского его преследовали за промакедонскую ориентацию, поэтому он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Он считал, что многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Материя управляется «активной формой». С «формой» связаны «действующая» и «целевая» причины. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. В его работах впервые была поставлена проблема соотношения логики и грамматики. Он понимал логику как описание основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения. Учение о частях речи возникает у Аристотеля в недрах логики и риторики. Части речи выделяются как элементы предложения (=речи). Предложение (logos) – это сочетание имени и глагола – частей речи, имеющих самостоятельное значение. Глагол, в отличие от имени, имеет время и обладает предикативной функцией. Предикация состоит в соединении или разделении понятий: «человек идет» означает «человек есть идущий». В «Поэтике» А. выделяет восемь частей «изложения»: элемент (звук), слог, союз, член, имя, глагол, падеж, предложение (=речь, т.е. связную речь любых размеров). Кроме элемента (звука) и слога, все части «изложения» «значащие». Имя – это только именительный падеж, другие его формы – падения (падеж и число). Глагол – это форма настоящего времени, остальные формы – падения глагола. «Незначащие» части «изложения» – союз и член (куда отнесены прежде всего предлоги). Исследователи считают, что «учение А. о восьми частях речи не имеет еще собственно грамматического значения».

АРНО А. – французский ученый-логик, один из авторов «Всеобщей рациональной грамматики», изданной в 1660 г. совместно с языковедом К. Лансло, а также автор «Логики, или Искусства мыслить», изданной в 1675 г. совместно с П. Николя. Эти работы известны как грамматика и логика Пор-Рояля. Пор-Рояль – это монастырь около Версаля, известный как крупнейший центр просвещения и науки, в котором для нужд преподавания создавались учебники. Грамматика Пор-Рояля мыслилась как грамматическая теория, ориентированная на умение анализировать. В ее основе лежат два принципа: 1) всеобщность правил; 2) рациональная (логическая) основа правил. Законы логики универсальны и едины для всего человечества. Но поскольку грамматические правила не отличаются подобной универсальностью, поэтому всеобщую грамматическую систему можно построить на основе обобщения фактического материала разных языков. Логико-типологическая грамматика Пор-Рояля создана на материале древнегреческого, древнееврейского, латинского, французского языков. Задача ее – установить «рациональные основы, общие для всех языков, и главные различия, которые в них встречаются. Грамматика Пор-Рояля состоит из двух частей: 1) фонетической и 2) грамматической. Первая часть состоит из шести глав, в которых рассматриваются звуки и буквы, ударение и слогоделение. В шестой главе описывается новый для того времени метод обучения чтению на языке любого типа. Авторы в первой части исходят из того, что при помощи знаков – звуков, букв, которые являются графическими знаками, изобретенными для передачи во времени и сохранении в пространстве звуков и слов – человек выражает свои мысли. Звуки и буквы образуют внутреннюю сторону языка. Во второй части 24 главы. В 23 главах рассматриваются морфологические вопросы. 24-я глава посвящена синтаксису: «Синтаксис, или Соединение слов в конструкции. Типы конструкций». Слова обозначают предметы мысли и ход мысли. Слова первого типа: существительные, артикли, местоимения, причастия, предлоги, наречия. Слова второго типа: глаголы, союзы, междометия. Существительные делятся на: 1) собственно существительные (обозначают субстанцию); 2) прилагательные (обозначают качества). Для имени характерны формы числа и падежа, а также предлоги, необходимые для уяснения того или иного падежа. Глаголу присущи лицо, число, время и наклонение. Кроме того, выделяются инфинитив, безличные глаголы, причастия, герундий и супин, вспомогательные глаголы. Синтаксическая теория имеет двойственный характер: 1) кратко излагается учение о словосочетании (конструкции); вопросы формального синтаксиса рассматриваются в разных главах: там, где говорится о падежах и предлогах, относительном местоимении – релятиве, о союзе и междометии; 2) учение о предложении излагается в логике (в связи с разработкой суждения и умозаключения как универсальных категорий). Логическая основа предложения рассматривается, как: 1) трехчленная (любое предложение включает субъект, атрибут и связку; связка – знак деятельности ума, судящего, как соотносятся друг с другом субъект и атрибут; 2) двучленная (личные глаголы по своей природе выражают суждение с атрибутом; пропозиционную структуру можно представить как двучленную – как оппозицию, состоящую из субъекта и предиката; нет номинатива без глагола, а глагола без номинатива – это правило зависимостей является не только рациональным, но и всеобщим (универсальным); при этом второе слово может выражаться, а может не выражаться). Трехчленная структура линейна и поверхностна, двучленная структура – результат языкового преобразования, логическая природа которого скрыта. Логика и грамматика Пор-Рояля оказали влияние на развитие: 1) логики и логического языкознания; 2) структурного и математического языкознания; 3) грамматики Н. Хомского.

БАЛЛИ ШАРЛЬ (1865-1947). Крупнейший лингвист школы де Соссюра. В 1916 году вместе с Сеше издает лекции Ф. де Соссюра под названием «Курс общей лингвистики», сделавшие имя Соссюра всемирно известным. На русский язык курс переведен в 1933 году. Основные работы Ш. Балли: «Французская стилистика» (1909, на русский язык переведена в 1961 г.), «Язык и жизнь» (1913), «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (1932, на русский язык переведена в 1955 г.).

БЕККЕР КАРЛ ГЕНРИХ (12.04.1876 – 10.02.1933) – немецкий исламовед и государственный деятель. Основатель (1910) и главный редактор журнала «Ислам» («Der Islam»). В 1921 и 1925-30 гг. министр культуры Пруссии; осуществил ряд реформ в области народного образования. Основатель Педагогической академии.

БЕККЕР КАРЛ ФЕРДИНАНД (1775-1849, Германия) – представитель логического направления в языкознании первой половины XIX в., обращавшего внимание на национальную специфику языковой формы, единство логического и исторического, по преимуществу являвшегося логико-синтаксическим направлением, в котором морфология понималась как этимология, а лексическое значение – как понятие. Философия грамматики К. Беккера, отразившаяся в работе «Организм языка» (1827, рус. пер. 1869) – это применение законов логики к материалу немецкого языка. Язык понимается К. Беккером как система органических (полярных) противоположностей, не уничтожающих друг друга, а взаимно необходимых друг другу в развитии организма как целого. Учение о предложении из логики и стилистики было перенесено в грамматику. По мнению Буслаева, Беккер в своей схеме правильно определил части речи и члены предложения. Логико-семантический принцип выделения частей речи и членов предложения стал ведущим в грамматиках современных языков. Однако в философской грамматике Беккера размыты границы между грамматикой и логикой, так как в ней он «принял ложное направление старинных, так называемых общих грамматик, имевших целью решение весьма странной задачи оправдать язык логически, т.е. доказать, что параграфы схоластической логики удобно применяются к грамматическим фактам. Ограничившись общими понятиями о выражении мысли в формах языка, Беккер все внимание обратил на синтаксис, коснувшись этимологии слегка, только для полноты системы. Вследствие того, его синтаксис, не будучи основан на этимологическом разборе форм, оказался не наукою о языке, а отвлеченным рассуждением о применении законов логики к готовому материалу языка» (Буслаев Ф.И.).

БЕНВЕНИСТ ЭМИЛЬ (род. 27.05.1902 – 1976), французский языковед. Ученик А. Мейе. Специалист по общему и европейскому языкознанию. Примыкал к структурной лингвистике. В отличие от Ф. де Соссюра, Б. считает языковой знак непроизвольным, т.к. он обусловлен системой языка («Природа лингвистического знака», 1939). Работал также в области общей семиотики. Известен своей теорией структуры индоевропейского корня и многочисленными работами по иранским языкам. Б. «виртуозно» владел сравнительно-историческим методам. Например, в своей широко известной статье «Индоевропейское выражение «Вечности» (1937) он показал, что данный индоевропейский концепт тождествен понятию не просто о «вечном, бесконечно длящемся», а о «вечно юном, обладающем жизненной силой». Таким образом, «жизненная сила, непреходящая и неисчезающая и лишь передающаяся от одного существа к другому» – первоначальное содержание этого концепта. Его форма – две чередующиеся основы, так называемый «бином Бенвениста», благодаря сведению которых воедино удалось обнаружить первоначальное тождество за огромным многообразием форм, разбросанных по разным языкам и, казалось, не имеющих между собой ничего общего.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Отрицается: 1) сознание как предмет психологического исследования; 2) языковое значение как предмет лингвистического исследования. В теории Л. Блумфильда: 1) язык представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды; 2) языковая форма дается как повторяющийся голосовой признак, имеющий значение; 3) значение – повторяющийся признак стимула и реакции.

БЛУМФИЛЬД ЛЕОНАРД (1.04.1887 – 18.04.1949), американский языковед. Специалист по романо-германскому языкознанию. Изучал языки Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Впервые показал применимость сравнительно-исторического метода к языкам полисинтетического строя. К языковым явлениям подходил с точки зрения бихевиоризма, считающего предметом изучения не сознание, а поведение. Многие положения были развиты представителями дескриптивной лингвистики.

БОГОРОДИЦКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (7(19).04.1857 – 23.12.1941), советский языковед, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, один из представителей казанской лингвистической школы, член-корреспондент Петербургской АН (1915). Профессор Казанского университета, позже – Казанского пединститута. Работал в области общего языкознания, фонетики, сравнительно-исторической грамматики индоевропейский языков, русского языка, тюркского языкознания. В 80-х гг. XIX века создал при Казанском университете первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию.

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1(13).03.1845 – 3.11.1929), русско-польский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1897). Один из виднейших представителей общего и славянского историко-сравнительного языкознания, родоначальник казанской, затем петербургской лингвистической школы. Профессор Казанского (1875-83), Юрьевского (Тартусского: 1883-93), Краковского (1893-1899), Петербургского (1900-18) университетов. Последние годы жил в Варшаве. Главная заслуга в области языкознания – обоснование и построение теории фонем и фонетических чередований. Он установил «несовпадение физической природы звуков с их значением в механизме языка для чутья народа». Это дало возможность различать материальный элемент языка – «звук речи» с основной единицей фонетической системы – фонемы. Влияние теории Бодуэна де Куртенэ вначале обнаружилось в трудах Л.В. Щербы (с 1909), позже (с 1929) в западной науке – в трудах Пражского лингвистического кружка (Н.С. Трубецкой и Р.О. Якобсон). Он рекомендовал пользоваться сопоставлением генетически неродственных языков, считая, что это открывает наиболее общие законы их развития. Отдельные языки им рассматривались как исторически изменяющиеся системы. Проанализировав понятие «родство языков», он дал обзор славянских языков. Занимался исследованием русского и польского языков. Он отредактировал и дополнил «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (3-е изд., 1903-09; 4-е изд., 1912-14). Будучи весьма тонким исследователем, он не только разграничил важнейшие понятия в области языкознания, но и указал на противоречия в школьной грамматике, определил их и попытался разработать способы преодоления противоречий. Его слова – это образец высокодуховного проникновения в истину: «Кто имел несчастие пройти курс заурядной школьной грамматики, со всем ее безотрадным бессмыслием и путаницей, со своейственными ей смешениями понятий, со смешением письма и языка, букв и звуков, со смешением фонетической и морфологической делимости слов, со смешением происхождения звуков физиологического и исторического с постоянным, состояния с рядом процессов, изменения с сосуществованием, физиологии с психологией; постоянных общечеловеческих элементов с историческими явлениями и т.д. и т.д., тот только с трудом отучится, а, может быть, и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом,... происхождение человека с его гражданскими правами, различие пола с различием прав интеллектуальных, политических, экономических,... человеческое достоинство с чином или званием, нравственную ценность человека с получаемым им содержанием»..

БОПП ФРАНЦ (14.09.1791 – 23.10.1867), немецкий языковед, профессор Берлинского университета (1821-64), член Прусской АН (с 1822). Основатель сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и сравнительного языкознания. Морфологическая структура слов в санскрите натолкнула Б. на мысль о грамматическом сходстве этого языка с древними языками Европы. Это дало возможность представить первичную структуру грамматических форм в этих языках. Свою концепцию он изложил в книге «Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германским языками» (1816). Затем он работал над «Сравнительной грамматикой санскрита, зенда, греческого, латинского, литовского, готского и немецкого языков», выходившей несколькими выпусками с 1833 по 1849. В 1835 он включил в свой труд старославянский язык, в 1838 – кельтские языки, а во 2-м издании (1856-61) включил и армянский язык. Он написал «Критическую грамматику санскрита» (1834), опубликовал древне-индийские тексты и переводы.

БРЕАЛЬ МИШЕЛЬ (26.03.1832 – 25.11.1915), французский филолог и языковед. Специалист по сравнительному языкознанию и древним италийским языкам. Заведующий отделом восточных рукописей Парижской национальной библиотеки (до 1864), профессор Парижского университета. Учился в Германии у Ф. Боппа. Перевел на французский язык его «Сравнительную грамматику» (1-4 тт., 1866-72), написав к ней «Введение» (1874). Занимался расшифровкой кипрского слогового письма и умбрских «игувинских таблиц», найденных в 1444 в г. Губбио. Он автор работы «Опыт семасиологии» (1897).

БРЁНДАЛЬ ВИГГО (1887 – 14.12.1942), датский языковед, представитель копенгагенской школы структурализма. Специалист по романскому и общему языкознанию. В своих работах дал опыт построения универсальной грамматики на логических принципах. Особый интерес представляет его монография о предлогах (1950).

БРУГМАН КАРЛ (16.03.1849 – 29.06.1919), немецкий языковед. Один из основоположников направления младограмматизма в языкознании. Учился в университетах Галле и Лейпцига. Профессор Лейпцигского университета (с 1882). Совместно с В. Штрейтбергом издавал (с 1892) журнал «Indogermanische Forschungen». Вместе с Г. Остхофом выпустил 66 тт. «Морфологических исследований в области индоевропейских языков» (ч. 1-6, 1878-1910). Предисловие к этому многотомнику, написанное им и Остхофом, стало манифестом младограмматиков. Автор работ по сравнительной грамматике индоевропейских языков.

БУСЛАЕВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ [13(25).04.1818 – 31.07(12.08)1897], русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Окончил Московский университет (1838). Профессор Московского университета (1847). После него остались труды по славяно-русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству. Он сторонник сравнительно-исторического метода. Стремился установить связь истории языка с жизнью народа, его нравами, обычаями, преданиями, верованиями («О преподавании отечественного языка», ч. 1-2, 1844; «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию», 1848; «Историческая грамматика русского языка», ч. 1-2, 1858). Занимался филологическим исследованием и изданием древних рукописей. «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. 1-2, 1861) характеризуют его как представителя мифологической школы. Он связывает воедино язык, поэзию и мифологию, рассматривает фольклор как безличное творчество народа, как «осколки древних мифов». Позже он примкнул к миграционной теории. Мировую известность ему доставила книга «Русский лицевой апокалипсис». Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX» (т. 1-2, 1884).

БЮЛЕР КАРЛ (27.05.1879 – 24.10.1963), немецкий психолог. Переехал в США. Ученик О. Кюльпе. В первый период своей научной деятельности примыкал к вюрцбургской школе и считал, что основным методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых. Рассматривая развитие психики, Бюлер выделяет в нем 3 типа структур: инстинкт, дрессуру (научение), интеллект. В структуре интеллекта он различает 3 категории элементов: образы, интеллектуальных чувства и собственно мысли. Ему принадлежит ряд работ по психологическим аспектам речи и теоретическим основаниям психологии. В книге «Кризис психологии» он выдвинул идею, что кризис в психологии может быть преодолен при помощи синтеза трех подходов: субъективно-психологического, объективно-

ВАНДРИЕС ЖОЗЕФ (13.01.1875 – 30.01.1960), французский языковед. Специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Професор Сорбонны (1907). Член Академии надписей и литературы (в Париже) и зарубежных академий. Сторонник социологической школы, с позиций которой написана его книга «Язык. Лингвистическое введение в историю» (1921, рус. пер. 1937). Занимался латинским, греческим и кельтским языками.

психологического и культурно-исторического.

ВАРРОН МАРК ТЕРРЕНЦИЙ (116 – 27 гг до н.э.). Известен в истории языкознания как крупнейший римский грамматист, написавший исследование «О латинском языке». Однако это крупнейший и наиболее плодовитый ученый-энциклопедист, создавший свыше 600 сочинений. Он происходил из сословия всадников. Занимал различные политические и военных должности. В гражданской войне 49 г. выступал против Цезаря. Однако в 47 г. Цезарь, принимая во внимание исключительные знания В., поручил ему руководство библиотекой в Риме. И это не случайно: вклад В. в науку настолько велик, что наука античности крайне редко выходила за пределы достигнутых В. результатов. Всю свою жизнь В. посвятил науке как филолог, антиквар и историограф. Уже при жизни его научный авторитет был неоспорим. Основное произведение – «человеческие и божественные древности» в 41 тт. (ныне утеряны), посвященное истории римского народа, его культуры, религии и обрядам. Его перу принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике, истории литературы, трактат «О сельском хозяйстве». В сочинении «Образы» дано 700 литературных портретов греков и римлян. В «Менипповых сатирах» он активно защищает староримские нравы против чужеземных влияний

ВИККО ДЖАМБАТИСТА (23.06.1668 – 21.11.1744), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. Выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Выдвинул идею круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: 1) божественной (безгосударственность, подчинение жрецам); 2) героической (аристократическое государство); 3) человеческой (демократическая республика или представительная монархия). («Основания новой науки об общей природе наций» (1725). В связи с подобной периодизацией он устанавливает три основных этапа в развитии языков: 1) язык богов; 2) язык героев; 3) язык людей. История языков следует за историей человечества. Таким образом, историзм пронизывает не только проблему происхождения языка, но и проблемы дальнейшего развития языков.

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ [26.04.1889 (Вена) – 29.04.1951 (Вена, Кембридж)], австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В «Логико-философском трактате» (1921) выдвинул программу построения искусственного «логически совершенного», «идеального» языка, имеющего в качестве прообраза язык классической математической логики. «Идеальный язык», по В., поможет освободить философию от ее традиционной проблематики, лишенной научно-познавательного смысла. Философия имеет смысл лишь в качестве «критики языка». Под влиянием Рассела разработал доктрину логического автоматизма, согласно которой структура языка является образом структуры мира. Логические идеи В. (учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие современной логики. В «Философских исследованиях» (1953) и «Замечаниях по основаниям математики» (1956) отказался от абсолютизации формально-логического подхода к языку: язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объект философского исследования – естественный («обыденный») язык – совокупность «языковых игр», ведущихся по правилам, избранным «играющими». Значение придается эмпирически – ролью в контексте «языковой игры». Так В. переходит с позиций логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма лишает «идеальный» язык его первоначального исключительного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии. В «Философских исследованиях» (1953) с логико-философской стороны описана на примере употребления слова «игра» семантическая ситуация под названием ситуации «семейных сходств». Он пишет: «Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем «играми». Я имею в виду игры на доске, игры в картах, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех?... Присмотритесь, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. – Все они «развлекательны»? Сравни шахматы с игрой в крестики и нолики. Во всех ли играх есть выигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует...» и т.д. И так, мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними. А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их «семейными сходствами», ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что «игры» образуют семью» (Витгенштейн Л., Философские работы. – Ч. I. – М., 1994. – С. 110-111). Что лежит в основе процедуры Витгенштейна, посредством которой он приходит к своему выводу? Специфическим основанием является то, что «значение слова есть совокупность его употреблений», а также «совокупность правил, управляющих операциями употребления слова».

ВИНОГРАДОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ [31.12.1894 (12.01.1895) – 4.10.1969], языковед, литературовед, академик АН СССР (1946). Закончил в Петрограде в 1917 г. Историко-филологический институт и Археологический институт. Профессор Ленинградского, затем Московского университетов. Заведовал кафедрой русского языка при МГУ. Директор института языкознания АН (1950-54), Института русского языка АН (1958-1968). Академик-секретарь отделения литературы и языка АН (1950-63). Редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952). Зав. сектором исторической поэтики и стилистики русской классической литературы в Институте русской литературы АН (Пушкинском доме) (с 1968). Член Главной редакции 2-го изд. БСЭ. Автор исследований по русской грамматике: «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947; Гос. пр. СССР, 1951), истории русского языка. Создал монографические работы о языке и стиле русских писателей 19-20 вв., о «натуральной школе». Написал теоретические работы по стилистике и поэтике. Занимался лексикографией. В языкознании он ученик Шахматова и Щербы. Лингвистические взгляды его, сложившиеся еще в 30-е годы, характеризуются синтетизмом. На базе отечественного языкознания, французских и чешских лингвистических традиций он создает универсальную лингвистическую концепцию, центральными понятиями которой были слово и стиль языка в их системной, социальной и исторической обусловленности. Слово многоаспектно. Он выделяет четыре структурно-семантических типа слов: 1) слова-названия (части речи); 2) служебные слова (частицы речи); 3) модальные слова; 4) частицы, междометия. Структурно-семантический тип слов характеризуется пятью признаками: семантическим, морфологическим, словообразовательным, синтаксическим, фонетическим. Анализ содержательной и функциональной сторон слова, единства в нем лексического и грамматического привел его к разработке словообразовательных и лексико-фразеологических характеристик слова. Он показал взаимосвязь словообразования, грамматики, лексикологии, выделив при этом словообразование как особую лингвистическую дисциплину. Лексико-фразеологические значения рассматривались как сложная структура. В. развил учение о разных типах лексического значения слова: номинативное – прямое (основное); производно-номинативное, экспрессивно-синонимическое. Он выделил разные типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические словосочетания. Он первый выделил фразеологию как науку. Благодаря его этюдам по истории отдельных слов и выражений возникла как особая отрасль знаний историческая лексикология. Синтаксическая теория В. включает учение о словосочетании и его типах, учение о предложении и его типах, учение о сложных синтаксических единицах и синтагмах. Словосочетание – номинативная единица. Оно противостоит предложению – коммуникативной единице. Основные признаки предложения и центральные категории синтаксиса – предикативность и модальность. Стиль языка – компонент его функционально-стилистической системы. Общественные функции языка сводятся к функциям общения (обиходно-бытовой стиль), сообщения (обиходно-деловой, официально-документальный и научный стили, воздействия (публицистический и художественный стили). Стилистика языка изучает стили языка, их синонимические связи, стилистика речи – коммуникацию, социальные стили речи, культуру речи, кодификацию языковой нормы. Особо выделяется стилистика художественной литературы, находящаяся на стыке стилистики, теории поэтической речи и поэтики. Виноградов – создатель истории литературного языка. Его «Очерки по истории русской литературного языка XVII-XIX вв.» – первый в славистике систематический курс истории литературного языка, отличающегося от исторической грамматики.

ВИНОКУР ГРИГОРИЙ ОСИПОВИЧ [5(10).11.1896 – 17.05.1947], языковед, литературовед. Профессор МГУ (1942-47) и других вузов, член Пушкинской комиссии АН СССР (с 1933). Член Московского лингвистического кружка и Московской диалектологической комиссии. Занимался вопросами культуры речи, историей русского литературного языка, проблемами текстологии. Исследовал язык и творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.В. Маяковского. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» (т. 1.-4, 1935-40, под ред. Д.Н. Ушакова), один из редакторов академического собрания сочинений Пушкина. В 1938-1947 организатор работы по составлению «Словаря языка Пушкина». В современном словообразовании при трактовке значений производных слов применяется критерий Г.О. Винокура, т.е. производное толкуется через непроизводное: волчонок – детеныш волка; подосиновик – гриб, который часто растет под осиной.

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТАЛИСТИКА, европейская наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу и т.п. Востока, т.е. стран Азии и частично Африки (преимущественно северной). Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и ср. векам. Первые сведения встречаются у древнегреческих авторов. Много сведений о Востоке в средневековой литературе – сирийской, византийской, древнеармянской, древнегрузинской. В эпоху Ренессанса В. возникает как особая отрасль знаний. В Европе и на территории бывшего СССР В. в 17-20 вв. проходит три этапа в своем развитии: 1) создание предпосылок для развития В. (17 – 1-я пол. 18 вв.); 2) закладываются научные основы В. (2-я пол. 18 в. – 1-я пол. 19 в.); 3) расширение объекта исследований, издание каталогов, словарей, многообразной литературы (2-я пол. 19 в. – 20 в.). На данном этапе восточные языки изучаются не только в Европе, но и в Америке, в самой Азии. Однако, этапы истории ориенталистики, кратко обозначенные здесь, имеют смысл для европейского языкознания. Что же касается Китая, Индии, Ирана, на территории этих стран существовали древние цивилизации, и у древних народов были свои языки – и соответственно существовали науки о языках. В частности, в Индии были созданы древние словари и грамматики, по своему содержанию и интеллектуальному значению не ниже современных востоковедных книг. У каждого народа – своя история, и у всех народов – тоже история, может, даже общая – недаром ее называют всемирной, поэтому периоды в развитии науки, на ВОСТОКОВ (псевд.; наст. фам. ОСТЕНЕК) АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ [16(27).03.1781 – 8(20).02.1864], русский филолог-славист, поэт Академии Петербургской АН (1841). Учился в Петербурге в кадетском корпусе, затем в АХ. В 1805-1806 опубликовал «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах» в 2-ч чч.; в 1812 – «Опыт о русском стихосложении» – одно из первых научных исследований системы русского тонического стихосложения. В 1815 поступил на службу в Петербургскую публичную библиотеку, где занялся изучением памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских языков. Автор множества работ: «Рассуждения о славянском языке» (1820), «Русская грамматика – пространная и краткая» (1831), «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея» (1842), «Грамматика церковно-славянского языка» (1863). Он издал «Остромирово евангелие». Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка» (тт. 1-4, 1847), составил «Словарь церковно-славянского языка» (2 тт., 1858, 1861). Работы В. способствовали утверждению сравнительно-исторического метода, основанного на том, что в славянских языках сохранились слова, окончания и звуки общего их прародителя – древнего славянского языка. Сравнив данные русского, польского и старославянского языков, он выделил три группы славянских языков (западная, южная, восточнославянская) и установил три периода в их истории: древний (IX – XIV вв.), средний (XV – XVI вв.) и новый. Используя сравнительно-исторический метод, он открыл в древнем языке: 1) носовые гласные, обозначавшиеся юсами; 2) определил произношение букв ъ и ь; 3) несочетаемость в древнем языке заднеязычных согласных с гласными переднего ряда; 4) несочетаемость шипящих и аффрикат с гласными заднего ряда; 5) именные (краткие) прилагательные и более позднее возникновение полных (местоименных), прилагательных и деепричастий.

ВУНД ВИЛЬГЕЛЬМ (16.08.1832 – 31.08.1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Главная заслуга его – внедрение в психологию экспериментального метода, благодаря чему психология стала самостоятельной наукой. В 1879 г. создает первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в институт и ставшую международным центром по формированию целого поколения психологов-эксперименталистов. Основные лингвистические категории В. определяет с индивидуально-психологической точки зрения, хотя и признает примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык – проявление «коллективной воли» или «народного духа». А значит главный объект языковедения – языковая деятельность, а не языковая система. Такой подход сближает его с Х. Штейнталем и его школой, но его концепция расходится с теорией младограмматиков.

ГАВРАНЕК БОГУСЛАВ (род. 30.01.1893 – 1978), чешский языковед, славист, академик Чехословацкой АН, профессор. Внес большой вклад в разработку функционально-структуральной теории пражской лингвистической школы. Автор работ по сравнительной грамматике и сравнительно-историческому изучению литературных славянских языков.

ГАРДИНЕР АЛАН ХЕНДЕРСОН (29.03.1879 – 19.12.1963), английский египтолог. Учился в Сорбонне и Оксфорде. С начала 90-х гг. до 1911 работал в Берлине над изданием «Словаря египетского языка». Один из основателей журнала по египтологии (1914). Автор наиболее подробной и тщательно разработанной грамматики классического египетского языка (среднеегипетского). Выдвинул теорию предложения, согласно которой оно не факт языка внеиндивидуального, а речи, субъективной по своей природе. Это говорит о том, что он принадлежит к психологическому направлению в языкознании. В его работе «Теория речи и языка» (1932; 2-е изд. 1951) отразился функционально-структурный аспект л ГЕОРГИЕВ ВЛАДИМИР (род. 3.02.1908 – 1986), болгарский языковед, представитель современного сравнительно-исторического языкознания, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Основные труды: «Исследования по сравнительно-историческому языкознанию» (1958), «Введение в историю индоевропейских языков» (1966).

ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА (ок. 554 – 483 до н.э.), греческий философ, происходил из знатного жреческого рода. За глубину и загадочность мыслей, которые он выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Темный. Проблему понимания природы названия и соотношения логики и грамматики решал следующим образом: он утверждал, что слова – создание природы, а значит, отталкиваясь от изначальной заданности слов, следует искать ту всеобъемлющую закономерность, которая изменяет мир. Его идеи о природе наименования воспринял Кратил, считавший, что «для каждой вещи природа определила особое имя, подобно тому как каждому воспринимаемому предмету определено особое восприятие».

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИЦ (25.08.1744 – 18.12.1803), немецкий философ, писатель-просветитель. Им создано множество работ, в том числе «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. 1909), которую пронизывает историзм. Для него характерны поиски «человеческих» причин возникновения языка.

ГЕРМАНИСТИКА. В широком значении – наука о языках, литературах, истории, этнографии, религии, праве, хозяйстве, обычаях древних германцев. Употребляется также в значении науки о современных и древних германских языках и диалектах. Первым филологом-германистом был голландец Ф. Юниус (1589-1677). Основатели научной Г. – датчанин Р. Раск (1787-1832) и немец Я. Гримм (1785-1863), хотя собирание и описание материалов германских языков началось еще в эпоху Возрождения и Реформации. Борьба за преподавание в школах и университетах не на латинском, а на родных языках приводит в 15-17 вв. к появлению грамматик отдельных германских языков, собиранию древних рукописей. Р. Раск доказал общность германских языков и установил их звуковые соответствия с другими индоевропейскими языками (1818). Я. Гримм издал первую сравнительную грамматику германских языков «Немецкая грамматика1819-37), «Историю немецкого языка» (1848). С 1854 Я. Гримм и В. Гримм начали издание многотомного ист. «Немецкого словаря» (завершено в 1961 под ред. Т. Фрингса). Изданием древних текстов занимался немецкий филолог К. Лахман (1793-1851). Для германистики XIX в. характерны эмпиризм и отказ от постановки общих лингвистических проблем, что типично для младограмматиков. Для современной германистики характерны использование новейших методов и постановка общих проблем.» (

ГЛИСОН Г. (род. 1917 г.) – представитель американской дескриптивной лингвистики, автор работы «Введение в дескриптивную лингвистику» (1955, рус. пер. 1959).

ГЛОССЕМАТИКА (греч. glóssa – язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. ХХ в. Создатель – Л. Ельмслев, который разработал ее в сотрудничестве с В. Брёндалем (1887-1942) и Х. Ульдаллем (1907-1957). Под влиянием философии логического позитивизма авторы разрабатывают метод, при помощи которого языковые явления можно описывать без противоречий, исчерпывающе и предельно просто (принцип эмпиризма). Глоссематика частично связана с учением Ф. де Соссюра: предмет изучения лингвистики – имманентная структура языка, понимаемая как сеть зависимостей между языковыми элементами в плане выражения и в плане содержания языка, а также между обоими планами. Ориентируясь всецело на структурно-семиотический аспект языка, глоссематика абстрагируется от всех других его аспектов – социального, биологического, физического, психологического, которые, по мнению глоссематиков, не связаны с «автономной сущностью» языка. При таком подходе звуковой естественный человеческий язык попадает в один ряд с такими системами, как азбука Морзе, сигнализация и т.п., отличаясь от них своей универсальностью и богатством комбинаторных возможностей, лингвистика при этом как бы становится частью семиотики. Методика лингвистического анализа у глоссематиков основана на дедукции: движении от класса к сегменту. Анализ ориентирован на установление системы, лежащей в основе анализируемого текста. Исходное данное – нерасчлененный текст – последовательно разделяется на все меньшие и меньшие части – периоды, предложения, слова, слоги, фонемы. Основной прием установления единиц на каждом этапе анализа – коммутация. Предел анализа в каждом плане языка – фигуры содержания и выражения. Это неделимые далее одноплановые единицы, незнаки, из ограниченного числа которых строится бесконечное множество знаков, обладающих стороной содержания и стороной выражения (например, слово «мужчина» включает шесть фигур выражения [му ш инъ] и три фигуры содержания: живое существо + мужской пол + зрелый возраст). Второй этап анализа – регистрация функций между единицами языка: определение структуры языка в глоссематическом понимании. Ельмслев создал классификацию функций на основе понятия о константах и переменных: 1) интердепенденция (функция между двумя константами); 2) детерминация (между константой и переменной); 3) констелляция (между двумя переменными). Глоссематика дает плодотворные результаты там, где необходимы формальный анализ и формальное описание языковых особенностей. Можно построить типологическую классификацию, исчислив при помощи математических операций все возможные связи и зависимости между единицами языка и проверив, какие из возможностей реализуются в том или ином конкретном языке.

ГРАММАТИКА (греч. grammatike techne – умение обращаться с буквами). Первоначальное значение – искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян – знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования – учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу «О латинском языке». Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения.

ГРАММАТИКА ФОРМАЛЬНАЯ. В лингвистике: логическая система, или исчисление, задающая некоторое множество («правильных») цепочек (= конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого «алфавитом» или «основным (терминальным) словарем». Цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т.п. Формальные грамматики, введенные в лингвистику Н. Хомским, представляют собой средство строгого описания естественных языков. Они входят в математическую лингвистику, в рамках которой подразделяются на грамматики порождающие и распознающие. Порождающая грамматика задает множество (правильных) цепочек перечислением последних с указаниями об их строении. Порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, охарактеризовав ее структуру. Она не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известные порождающие грамматики – это грамматики Хомского. Распознающая грамматика задает множество (правильных) цепочек распознаванием последних: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной. В случае положительного ответа дает указания о ее строении. Наиболее известные разновидности распознающих грамматик – категориальные, или К-грамматики (К. Айдукевич, И. Бар-Хиллел).

ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ – одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]. Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: «С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика – это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях» [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и

ГРЕЧ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ [3(14).08.1787 – 12(24).01.1867], русский журналист, писатель, филолог. Родился в семье чиновника. В 1812-39 редактор-издатель (с 1825 совм. с Ф.В. Булгариным) журнала «Сын отечества», связанного с декабристскими кругами. После подавления восстания декабристов Г. стал монархистом и реакционером. В 1831-59 вместе с Булгариным издает под покровительством «Третьего отделения» (ведавшего политическим сыском) газету «Северная пчела». Г. известен как автор романа «Черная женщина» (1834). Его «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) – первая книга по истории литературы в России. За «Практическую русскую грамматику» (1827) избран корреспондентом Петербургской АН. Издал «Чтения о русском языке» (1840), мемуары «Записки о моей жизни» (полное изд. 1886). Представитель логико-синтаксической школы в России.

ГРЕЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 10-8 вв. до н.э. (древнейшие памятники 8-7 вв. до н.э.). Им пользовались древние греки, а также Г.п. используется в современной Греции. Греки ввели в алфавит, наряду с обозначением согласных, самостоятельные буквы для обозначения гласных звуков.

Буквы Название букв Древнегреческое (аттическое) произношение Новогреческое произношение Цифровое значение
Α α αλφα а а  
Β β βήτα b v  
Γ γ γαμμα g n g (фрикативный) j n  
Δ δ δέλτα d ∂ (интердентальный звонкий)  
Ε ε εˇψιλόν е е  
Ζ ζ ζεήτα dz z  
Η η ήτα ē i  
Θ θ θήτα th th (интердентальнй глухой)  
Ι ι ιωˉτα i i  
Κ κ καππα к к  
Λ λ λαμβδα l l  
Μ μ μύ m m  
Ν ν νύ n n  
Ξ ξ ξι ks ks  
Ο ο ομιηςον o o  
Π π πι p p  
Ρ ρ ρώ r r  
Σ ς ςιγμα s s  
Τ τ ταύ t t  
Υ υ ύφιλον u-ü i  
Φ φ φι ph f  
Χ χ χι ch ch  
Ψ ψ ψι ps ps  
Ω ω ώμέγα ō o  
ει ei i
αι ai e
οι oi i
ευ eu ev, ef
αυ au av, af
ου u u
ηυ iv, if
υι i
μπ mp b, mb
ντ nt d, nd

ГРИММ, БРАТЬЯ ЯКОБ (4.01.1785 – 20.09.1863) и ВИЛЬГЕЛЬМ (24.02.1786 – 18.12.1859), немецкие филологи, сыновья чиновника. Оба брата получили юридическое образование в Марбурге. Профессора Геттингенского университета, были уволены оттуда в 1837 за отказ от присяги ганноверскому королю, не соблюдавшему конституционных законов. С 1841 – профессора Берлинского университета и члены Прусской АН. Близки к немецким романтикам. Опубликовали средневековые тексты. Основоположники мифологической школы в фольклористике, опирались на сравнительные методы. Издали «Детские и семейные сказки» (т. 1-2, 1812-14) и «Немецкие предания» (т. 1-2, 1816-18). Якоб Гримм – представитель сравнительно-исторического языкознания. Его труды способствовали возникновению и развитию германистики: «История немецкого языка» (т. 1-2, 1848) и «Немецкая грамматика» (т. 1-4, 1819-37). Он исследует в первом томе «Немецкой грамматики» готско-германские языки, прослеживает соотношение звуков и форм родственных языков в различные времена и в разных диалектах. Его считают основоположником исторической грамматики. Гримм, а также его современник датский ученый Р. Раск установили два закона передвижения согласных в германских языках. В области морфологии сильные глаголы признаются древнее слабых, а внутренняя флексия (чередование гласных основы) – древнее внешней. Я. Гримм пытался связать историю немецкого языка с романтическим представлением о трех ступенях развития языка: 1) на первой ступени происходит рост корней и слов, обозначающих вещественные представления; 2) на второй появляются флексии и суффиксы; 3) на третьей создается гармония целого.

ГРИМШОУ А.Д. [Grimshaw] – представитель исследовательской программы «дискурс – анализ», автор 600-страничной монографии [Collegial discourse: professional conservation among peers. Norwood (N.J.), 1989], посвященной анализу одной-единственной двенадцатиминутной беседы. Она производит слегка шокирующее впечатление. «С точки зрения привычного лингвистического менталитета монография Гримшоу А.Д. – кошмар, заставляющий преклоняться перед автором, но одновременно и подозревать, что либо лингвистика речи невозможна в принципе, либо она вообще не является составной частью науки о языке».

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ (22.06.1767 – 8.04.1835), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык – сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия – это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу – философию языка. Основной принцип его философии языка – признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли». Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и «народного духа», национального самосознания, потому что «национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком». Национальная природа языка – это то идеальное, что находится «в умах и душах людей». Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: «язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой – языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». Гумбольдт считал, что язык хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, он имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка – постоянна, ее проявление разнообразно. «Язык является формой и, ничем больше, кроме формы». Форма обладает тремя свойствами: а) форма языка – постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли; б) форма языка проявляется в том, что язык – это не агрегат слов, а система; в) форма языка – единство двух формальных планов – материального и идеального: внутренней и внешней формы. Внешняя форма – материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма – организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: «На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их». Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).

ДЕЛЬБРЮК БЕРТОЛЬД (26.07.1842 – 3.01.1922), немецкий лингвист, представитель компаративистики второй половины XIX в. Учился в Галле и Берлине. Профессор санскрита и компаративистики в Йене (1870). Основоположник сравнительного синтаксиса индоевропейских языков. Совместно с Ф. Виндишем написал «Синтаксические исследования» (Т. 1-5, 1871-88), совместно с К. Бругманом – «Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков» (2-е изд., т. 1-2, 1897-1916), где им написана синтаксическая часть. Издал «Ведийскую хрестоматию» (1874). В полемической работе «Основные вопросы исследования языка» (1901) он защищал младограмматическую концепцию я ДЕМОКРИТ (род. ок. 460 до н.э. – умер ок. 370 до н.э.), древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Он занимался всеми существующими тогда науками: этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.п. Из двух точек зрения на природу названия: а) слова обозначают вещи по их природе, истинно; б) слова обозначают вещи по обычаю, неправильно – он отстаивал вторую, считая, что не существует «природной» связи между словом и вещью. В доказательство того, что имена – от установления, по обычаю, он приводил четыре довода: 1) наличие омонимов; 2) существование синонимов; 3) наличие неназванных вещей; 4) переименования (в именах собственных).

ДЕСКРИПТИВИЗМ (дескриптивная лингвистика) (от позднелат. descriptivus – описательный), одно из направлений лингвистического структурализма, в наибольшей степени развивавшееся в американском языкознании в 30-50-е гг. ХХ в. У истоков дескриптивизма стоят американские языковеды Л. Блумфилд и Э. Сепир, которые выступили с пересмотром идей младограмматизма. В Д. возникло два основных течения. Основоположник одного из них – Э. Сепир (1884-1939), ставший родоначальником этнолингвистического и типологического изучения языков. Его основная работа – «Язык» (1921). Он крупнейший исследователь языков коренных народов США, Канады и Мексики. Его идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Б. Уорфа, Дж. Гринберга, в работах К.Л. Пайка, Ю. Найда, Ч. Фриза и др. Влияние Сепира сказалось в трудах по социолингвистике и психолингвистике, которые появились позднее. Его исследования повлияли также на развитие структурального языкознания в Америке. Второе течение Д. связано с именем Блумфилда (1887-1949).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: