Школы структурной лингвистики

Пражская лингвистическая школа функциональной лингвистики.

Копенгагенская школа (Луи Йельмсслев).

Американская Школа Замельгх, Блумфельдт

Все школы Различают синхронии и диахронию. Пражцы настаивают на системности диахронии. Все школы разделяют взгляды Соссюра на язык и речь. Пражцы. Копенгагенцы: схема и текст.

Оппозиции. Все три школы исследуют синтагматические и парадигматические отношения. Американская школа собственно лингвистический объект: сочетания определенных звуков с определенным значением. Языковые формы: звуки с опр сочетанием значен. Яз формы: связанные и свободные. Сложные и простые.

Общая часть любых сложных форм: конституэнт этих форм. Непосредственно составляющие и конечные составляющие.

Яз форма в опред условиях заменяющая форму является субститутом. Субститутом образуют класс форм.

Синтаксическая конструкция- яз формы в которых ни одно из составляющих не является связанной формой, называется синтаксической конструкций.

Экзоцентрический и эндоцентрический (оба элемента принадлежат к одному классу форм).

Хоккет

Американская дескриптивная лингвистика

Представление о лингвистическом описании как о наборе процедур обработки текстов, этот набор независим от строя языка.

В языке различается несколько уровней. Основание фонологический ур, верх - синтаксический.

Обнаружение простейших единиц языка.

Представление о единицах языка как о классах дистрибутивно эквивалентных единиц текста.

Требования объективности описания, которые являются залогом истинности наших знаний.

Решение - сегментация текста, дистрибутивный анализ.

Классы элементарных единиц строятся на основе техники субституции, законы сочетаемости устанавливаются с помощью метода анализа по непосредственным составляющим.

Учение КОПЕНГАГЕНСКОЙ школы (глоссемантика).

Лео Йельмслев

Тогебю

Ульдалль

Универсальная лингвистическая теория

Йельмслев развернул учение Соссюра в: Учение о плане выражения и плане содержания. Не все относится к языку. Субстанция и форма есть там и там. Материал, который Мб общим для языков, но на него накладывается разный способ-план выражения.

План содержание: способ упорядочения и комбинации идей.

Принцип коммутации если различие в плане содержания соответствует различий в плане выражения то оно существенно для данного языка.

Учение о фигурах:

Йельмслев

Извлекая из текста систему мы сводим к конечному инвентарю единиц. Средство, с помощью которого бесконечные инвентари единиц сводятся к конечным является сложение знаков на фигуры.

Число фигур содержания тоже ненамного больше.

ШКОЛА ФУНКЦ ЛИНГВИСТИКИ

Теория реальных процессов и явлений.. Языка

Об асимметричном дуализме языкового знака

Разграничительная функция

Смысло различительная функция

Понятие смысло различительной оппозиции

Понятие фонемы-производное от оппозиции. Фонема как совокупность фонологически существенных признаков.

Трубецкой формулирует технич правила формирования фонем.

Умение отличить фонему от ее вариантов

Фонему от многофонемного сочетания

Правила парадигматической идентификации во многом аналогичны им

В частности факультативные и комбинаторные варианты фонем в условиях доп дистрибуции. Условия контрастной дистрибуции.

Понятие оппозиции

3 признака

По отношению данной оппозиции ко всей системе

По отношению между членами оппозиции

По объему смысло-различительной силы оппозиции

Привативная(-/+ признака), градуальная, эквиполентная.

Постоянные и нейтрализуемые

Архифонема - совокупность различительных признаков общих для двух фонем.

С понятием привативной нейтрализуемой оппозиции у Трубецкого связывается понятие морфемной и неморфемной.

Фонологическое учение пражцев развивается в структурном языкознании.

Синтаксическое учение Матезиус: менее законченный характер. Противопоставлений формального членения предложения актуальному.

Психологический (логический) предикат

Семантический машинный перевод, коммуникативный синтаксис.

СОВЕТСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 20-30 годы.

Московская школа

Петербург -Щерба, развитие социолингвистики

Построение марксистского языкознания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: