Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900-1975) - американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры - культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структуры динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Главная цель культурологии – достижение культурного совершенства человека. Она и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

План семинара № 1

1. Специфика культурологического знания. Роль культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.

2. Сущность культуры. Культура как целостность.

3. Структура культуры.

4. Основные функции культуры.

Основные понятия: объект и предмет науки, общество, культура, обществознание, ценность, оценка, мышление, метод познания, принцип, категория, закон, система, цивилизация, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации.

Список литературы

1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

2. Гуревич П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 1999.

3. Ерасов Б. Г. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

4. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. – Учеб. пособие. – М.: Гардарики 1999.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1998.

6. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – СПб.: Евразия, 1998.

7. Культура: теории и проблемы. – Учеб. пособие. – М.: Наука, 1995.

8. Культурология в вопросах и ответах. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

9. Культурология. / Под ред. Драч Г.В. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

10. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. – СПб.: Университетская книга, 1999.

11. Культурология. Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1996.

12. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян – М.: Высшая школа, 1999.

13. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. – Минск: “Тетра Системс”, 1998.

14. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, Инфра-М, 1999.

15. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Высшая школа, 1997.

16. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998.

Вопросы для самопроверки

1. Когда появился термин “культура” в его современном значении?

2. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой?

3. Как связаны между собой культура и цивилизация?

4. Кто из ученых ввел в научный оборот термин “культурология”?

5. Как происходит развитие культуры?

6. Что лежит в основе движущих сил развития культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: