Православная церковь, музыка и иконопись

Церковная музыка получила развитие на Руси вместе с принятием христианства в конце X в. По системе жанров песнопений она была, как и византийская, исключительно вокальной (стихира, тропарь, кондак, канон, величание).

В XI – XVII вв. в древнерусской церковной музыке главенствовал знаменный распев. В XVI в. певческая культура пережила время подъема, появились новые распевы и многоголосное строчное пение.

Прославились распевщики Иван Нос, Федор Крестьянин, Маркел Безбородый, И.Т.Лукошко. В XVII в. появились местные распевы – усольский, смоленский и др. Развитию хорового пения способствовали два хора: государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. На их основе была создана придворная певческая капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С середины XVII в. распространилось многоголосное партесное пение с количеством голосов от 3 до 12 в единичных случаях – с 16, 24 и даже 48). Во второй половине XVIII в. М.С.Березовским и Д.С.Бортнянским был создан классический тип русского духовного концерта.

Многочисленные духовние концерты, различные служебные песнопения и обработки древнерусских распевов создали в XIX в. русские композиторы А.Ф.Львов (1798 –1870), Н.И.Бахметов (1807 – 1891), П.М.Воротников (1894т – 1876) и многие другие.

Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца IX – начала XX вв. – «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

В XX веке в музыкальных церковных жанрах работал Игорь Стравинский (1882 – 1971), создавший «Мессу», «Священное песнопение», «Заупокойные песнопения», «Симфонию псалмов».

Памятниками религиозной культуры являются иконы – изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение. Широкое распространение иконопись получила в Византии, в период от перехода от античности к Средневековью, обусловивший исчезновение одних и появление других форм и жанров изобразительного искусства. Одна из первых икон византийской иконописи – «Сергий и Вакх» (VI век.), хранится в Киевском музее западного и восточного искусств.

По учению Церкви, и конный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой не личное восприятие художником ветхозаветных и евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину. Поэтому художник (изограф) должен был следовать приемам иконографии, гарантировавшим верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту Церкви.

Древнерусские иконописцы использовали устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и Церковью, - канон.

К константинопольской школе иконописи, разработавшей общие принципы византийской живописи, относится икона, отличающаяся глубиной человеческих чувств – «Владимирская Богоматерь» (XII век), находящаяся в Третьяковской галерее и ставшая символом Русской Земли.

Творения великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Прохора с Городца, Симона Ушакова и других свидетельствуют, что творческая воля и гений мастера, не порывая с каноном, успешно преодолевали его.

Созданные неизвестными мастерами Киевской Руси (XI – XIII век) иконы «Архангел Гавриил. Ангел Златые Власы», «Знамение Богородицы», «Святой Георгий» и др.; иконы, написанные мастерами Новгородской, Псовской, Тверской школ иконописи («Илья Пророк», «Рождество Богоматери», «Сошествие в ад» и др.), творения великих Андрея Рублёва («Троица», «Благовещение», «Преображение», «Апостол Павел» и др.), Феофана Грека («Богоматерь Донская», «Богоматерь», из деисусного чина и др.), Дионисия («Распятие», «Митрополит Алексий с житием», «Богоматерь Одигитрия» и др.), иконы VI – VII вв., завершающих семивековую историю древнерусской иконописи (П.Чирин «Никита воин», С.Ушаков «Архангел Михаил», «Троица»), - все это живое, бесценное наследие, отражающее духовные и художественные искания русских иконописцев.

Глоссарий:

Культура духовная – совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальная и коллективная, мощно влияющих на него; она едина и возникает из потребности осмысления и образно – чувственного освоения действительности.

Культура России и православие – основной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры.

Культура христианская – самобытная наднациональная культура, возникающая в ореоле Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии.

Православие – одно из направлений в христианстве, сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную, источниками православного вероучения является Священное писание и Священное предание.

Религия (от лат. Religare –связывать) – стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия.

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи Мессии - Спасителя, в центре христианской системы находится убеждение, что в лице Иисуса Христа сын Божий воплотился в человеке.

Вопросы для контроля:

1. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

2. Охарактеризуйте духовную культуру России.

3. Расскажите об особенностях иконописи на Руси.

4. Определите особенности православия в современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: