Церковный раскол в XVII веке

На Руси издавна существовала проблема, что выше «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть. К XVII в. в церковных книгах накопилось много неточностей. В каждой местности были свои традиции совершения культа, порядок богослужения расходился с греческим чином. Таким образом, назрела необходимость проведения церковной реформы.Иерусалимский патриарх Паисийпотребовал от Алексея привести церковные книги в соответствие с греческими образцами. Основные положения реформы:

1. Устанавливался единый для всей церкви культ богослужения по греческому образцу.

2. Вводилось крестное знамение тремя перстами.

3. Земные поклоны заменялись поясными.

4. Устанавливалось единоголосие во время службы.

5. Во время крестного хода двигались навстречу солнцу.

6. «Аллилуйа» произносилось трижды, а не дважды.

7. Допускались иконы только греческого образца.

Реформа не затронула каноны русской церкви. Но против реформы выступили многие церковнослужители. Противник Никона протопоп Аввакум был идеологом старообрядцев, которые требовали возврата к старым обрядам и традициям. Все положения реформы были одобрены Земским собором, раскольников осудили и отлучили от церкви. Аввакум был сожжён в 1682г. Вмешательство Никона во внутренние дела государства привело к разрыву отношений патриарха с царём. В 1658г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский монастырь. В 1666-1667г.г. Земский собор лишил Никона патриаршества, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, где умер в 1681г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: