Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов – психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30 % случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка)
с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного “Мы”, способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

1. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

· разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

· противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

· опека и запреты во многих сферах жизни детей;

· повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

1. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

· кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

· кризис “трех лет” (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

· кризис 6–7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

· кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12–14 лет);

· подростковый кризис 15–17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

· оптимальный тип отношений родителей и детей;

· потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

· скорее, родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

· скорее, дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

· поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом, скорее, правы родители;

· поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом, скорее, правы дети;

· родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли
в конфликты, взаимное отчуждение).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

· реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

· реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

· реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов
с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

· стараться понять требования маленького ребенка;

· противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

· проявлять постоянство по отношению к ребенку;

· чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

· одобрять разные варианты конструктивного поведения;

· ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

· дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

· логически разъяснять возможности негативных последствий;

· учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем различия семьи как социального института и малой социальной группы?

2. Для чего (с какой целью) и по каким основным критериям заключаются браки?

3. Каковы основные причины возникновения супружеских конфликтов? Как Вы понимаете «внутренние» и «внешние» причины возникновения конфликтов?

4. Что такое эмоциональный супружеский конфликт?

5. В чем заключается ролевой конфликт? Каковы его основные причины?

6. Какие типы семьи выделяются по критерию конфликтности?

Глава VII
КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ [19]

Когда мы говорим о конфликте в организации, то имеем в виду не всякий конфликт, происходящий на ее территории, а только такой, который вызван какими-либо специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями, ее взаимодействием с другими организациями, организационной динамикой и т. п.

Под организацией мы будем понимать объединение людей, имеющее институциональный характер. Частный вид такого объединения – производственная организация, которая выполняет функции, заданные извне, ради чего она и создается. Производственная организация внутренне противоречива: с одной стороны, она должна быть инструментальной, но, с другой стороны, не все ее стороны и функции могут быть формализованы, да и попытки чрезмерной регламентации приводят к потерям эффективности. Кроме того, цели организации, которые формируются для нее извне, не всегда совпадают друг с другом (например, сделать как можно больше, как можно лучше, как можно дешевле).

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни любой организации, более того, они являются показателем того, что она развивается, не стоит на месте.

Межличностные и межгрупповые конфликты по горизонтали и по вертикали подчиняются тем же закономерностям, что и вне организации. Что касается источников конфликта в организации, то наиболее часто встречаются:

· структурные конфликты – между подразделениями организации, когда их цели или критерии оценки их работы противоречат друг другу, такие конфликты неизбежны, они помогают найти оптимальное равновесие между целями и задачами подразделений;

· инновационные конфликты – всегда появляются, когда происходят изменения в организационной структуре, распределении функций, полномочий, при постановке новых задач. Если реорганизация не имеет необходимого социально-психологического, кадрового, организационного обеспечения, не проводится разъяснительная работа, такой конфликт обостряется. Персонал оказывается дезориентированным и воспринимает изменения как угрозу личному благополучию;

· позиционные конфликты – это конфликты «кто главнее» на почве действительной или кажущейся недооценки вклада личности или группы
в общее дело, здесь речь идет о символическом признании заслуг;

· конфликты справедливости – связаны с расхождением в оценке трудового вклада, но связаны с распределением материального вознаграждения, отсутствие четких критериев оплаты труда является провоцирующим фактором для конфликтов такого рода;

· ресурсные конфликты – чаще всего происходят между подразделениями, когда каждое стремится захватить как можно больше ресурсов, ставя выполнение своей задачи в зависимость от их количества. Непосредственными участниками являются руководители подразделений, и от их способности решить конфликт в свою пользу часто зависит их авторитет в коллективе, что еще больше обостряет конфликт. На самом деле этот вопрос должен решаться вышестоящим руководителем в зависимости от приоритетных задач;

· динамические конфликты, связанные с групповой динамикой – наиболее характерны для еще не устоявшихся структур, сюда же можно отнести конфликты между формальной и неформальной структурой.

Рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: