Психологические факторы, влияющие на педагогические конфликты

Конфликты «учитель – ученик»

Обусловленность педагогических конфликтов

возрастными особенностями учащихся

Младшие школьники:

В младшем школьном возрасте доминируют педагогические конфликты неосознанного нарушения учеником правил поведения, обусловленные сменой ведущей деятельности (игровой на учебную).

Ведущей жизненной ценностью является, с одной стороны, ориентация и соответствие требованиям и ожиданиям взрослых, в первую очередь учителя, а с другой стороны внутренне важным является усвоение социального опыта через игру. Отношения учителя и ученика в этот период характеризуются более компетентной и авторитарной позицией учителя, которые ведут за собой развитие конфликта.

Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность в младшем школьном возрасте (по Регуш):

- трудности освоение учебной деятельности (несформированность мотивов учения, произвольная регуляция поведения, СДВ и гиперактивность)

- сложности адаптации к новой социальной ситуации

- эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей)

Подростки:

В средних классах школы часто встречаются все виды педагогических конфликтов, распространены конфликты отношений.

Они обусловлены закономерностями психического развития подростка с одной стороны, и отсутствие адекватного педагогического взаимодействия между учащимися и другими субъектами. На первый план выходят такие ценности как необходимость чувствовать себя частью группы, ощущать свою принадлежность к определенному сообществу, в котором уже сложилась своя иерархия ценностей, социальных правил и установок. Причиной возникновения конфликтов на этом фоне могут служить такие установки учителя как «требования должны быть выполнены в любом случае».

Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность в подростковом возрасте:

- проблемы развития познавательных процессов (проблемы в развитии логического мышления, памяти; несформированность учебных навыков; снижение мотивации к учению; несоответствие между актуальным уровнем психического развития и требованиями учебной среды)

- проблемы отношений (самоотношения – завышенная или заниженная самооценка; отношения со сверстниками; стремление к независимости – негативизм по отношению к взрослым)

- проблемы в эмоциональной сфере – любовь и сексуальные переживания

Старшеклассники:

В старших классах доминируют конфликты, связанные с отстаиванием учениками собственных взглядов и мнений. Встречаются единичные, но сложные и затяжные конфликты, связанные с нарушением педагогически целесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса.

Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность

в старшей школе:

- усиление процессов эмансипации (по сравнению со старшим подростковым возрастом) и сохранение черт зависимости от взрослого и сверстников;

- юношеский максимализм (требовательность и критическое отношение к окружающим);

- актуализация потребности в самоопределении (фокус потребности – в будущем) – личностном и профессиональном, познание себя. Влияние личностных качеств и стиля преподавания учителя на возникновение и протекание конфликтов.

Личностные особенности участников конфликта

В предотвращении и предупреждении педконфликтов большое значение имеет знание педагогом личностных типов учащихся и адекватность реагирования на их действия и поступки. Существуют различные типологии личности. Например, по типу НС (Айзенк), по акцентуации характера (Личко, Леонгард), по ведущему каналу восприятия и т.п.

Пример типологии:

Типология Качаловой на основании трудностей, которые могут возникнуть у учителя при взаимодействии с учениками, обладающими определенными личностными качествами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: