Конфликты «учитель – ученик»
Обусловленность педагогических конфликтов
возрастными особенностями учащихся
Младшие школьники:
В младшем школьном возрасте доминируют педагогические конфликты неосознанного нарушения учеником правил поведения, обусловленные сменой ведущей деятельности (игровой на учебную).
Ведущей жизненной ценностью является, с одной стороны, ориентация и соответствие требованиям и ожиданиям взрослых, в первую очередь учителя, а с другой стороны внутренне важным является усвоение социального опыта через игру. Отношения учителя и ученика в этот период характеризуются более компетентной и авторитарной позицией учителя, которые ведут за собой развитие конфликта.
Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность в младшем школьном возрасте (по Регуш):
- трудности освоение учебной деятельности (несформированность мотивов учения, произвольная регуляция поведения, СДВ и гиперактивность)
- сложности адаптации к новой социальной ситуации
|
|
- эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей)
Подростки:
В средних классах школы часто встречаются все виды педагогических конфликтов, распространены конфликты отношений.
Они обусловлены закономерностями психического развития подростка с одной стороны, и отсутствие адекватного педагогического взаимодействия между учащимися и другими субъектами. На первый план выходят такие ценности как необходимость чувствовать себя частью группы, ощущать свою принадлежность к определенному сообществу, в котором уже сложилась своя иерархия ценностей, социальных правил и установок. Причиной возникновения конфликтов на этом фоне могут служить такие установки учителя как «требования должны быть выполнены в любом случае».
Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность в подростковом возрасте:
- проблемы развития познавательных процессов (проблемы в развитии логического мышления, памяти; несформированность учебных навыков; снижение мотивации к учению; несоответствие между актуальным уровнем психического развития и требованиями учебной среды)
- проблемы отношений (самоотношения – завышенная или заниженная самооценка; отношения со сверстниками; стремление к независимости – негативизм по отношению к взрослым)
- проблемы в эмоциональной сфере – любовь и сексуальные переживания
Старшеклассники:
В старших классах доминируют конфликты, связанные с отстаиванием учениками собственных взглядов и мнений. Встречаются единичные, но сложные и затяжные конфликты, связанные с нарушением педагогически целесообразных взаимоотношений между ведущими субъектами педагогического процесса.
|
|
Проблемы психического развития, влияющие на конфликтность
в старшей школе:
- усиление процессов эмансипации (по сравнению со старшим подростковым возрастом) и сохранение черт зависимости от взрослого и сверстников;
- юношеский максимализм (требовательность и критическое отношение к окружающим);
- актуализация потребности в самоопределении (фокус потребности – в будущем) – личностном и профессиональном, познание себя. Влияние личностных качеств и стиля преподавания учителя на возникновение и протекание конфликтов.
Личностные особенности участников конфликта
В предотвращении и предупреждении педконфликтов большое значение имеет знание педагогом личностных типов учащихся и адекватность реагирования на их действия и поступки. Существуют различные типологии личности. Например, по типу НС (Айзенк), по акцентуации характера (Личко, Леонгард), по ведущему каналу восприятия и т.п.
Пример типологии:
Типология Качаловой на основании трудностей, которые могут возникнуть у учителя при взаимодействии с учениками, обладающими определенными личностными качествами