Тип | Описание типа | Реакция учителя | Поведение учащегося (защиты) | Стратегия взаимодействия |
Педантичные | Не уверены в себе, повышенная ответственность | Не давать срочной работы, воспитывать волю | 1. Уход от решения – хочет увести от обсуждения, подменить тему | Не настаивать, не упускать инициативу. Предложить интересный вариант. |
Демонстративные | Театралы: врет и верит сам, «Душа конфликта» | Разоблачение хитростей, требование фактов, учить считаться с другими | 2. Соглашается даже на невыгодное решение, но потом не будет выполнять | Уяснить его интересы, установить сроки, контроль, санкции. |
Возбудимые | Импульсивны от неутоленных влечений, запальчивы, грубы, нетерпимы, эгоистичны. | Объяснить характер: пусть сдерживается, переключение на физический труд | 3. Отрицает проблему – «мол, само рассосется» | Вызвать желание обсудить проблему, показать пути решения. |
Застревающие | Обидчивы, злопамятны, подозрительны, честолюбивы, враждебны к строгостям | Последовательное предъявление одних и тех же требований, учитывая честолюбие | 4. «Я хочу» - однозначно отвергает интересы другой стороны | Спокойствие, осмотрительность, доброжелательность, но одновременно и твердость. |
Тревожные | Пугливы, сторонятся сверстников, их обижают, бьют | Не быть категоричными, подбадривать, внушая веру в успех | ||
Гипертимики | Оживлены, активны, веселы | Переключать на полезное дело |
Типичные ошибки учителей при оценивании учащихся
|
|
Трудно отрицать, что одна из ведущих функций преподавателя, наряду с информированием, это – оценивание. Переживание учеником несправедливости оценки часто становится причиной конфликта между ним и педагогом.
Среди типичных ошибок при оценивании учеников выделяют:
(классификация по О.А. Ивановой)
1. Нарушение процедуры оценки - необоснованная или неаргументированная оценка - оценивание личности ученика, а не его достижений - оценивание поведения, а не результатов учебной деятельности - учет при выставлении оценок прошлого опыта учеников - однообразие в видах оценки 2. Представление оценки - сопровождение отрицательной оценки негативными комментариями - категоричность оценки, невозможность ее исправления - проявление догматизма, жестокости, ригидности оценок 3. Наличие субъективных факторов при оценивании - субъективность оценки, определяемая личным отношением к ученику - стереотипность и шаблонность в выставлении оценок - оценка ученика – инструмент решения личностных проблем педагога - неспособность к дифференцированию оценок с учетом условий жизни и индивидуальных условий учащихся 4. Нарушение этических норм оценки - оценка – наказание - большая распространенность негативных оценок - отстаивание ранее поставленной оценки - излишняя эмоциональность в выставлении оценок - наличие коррупции при оценке деятельности учащегося |